1 декабря исполнится 225 лет со дня рождения Николая Лобачевского
Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)- всемирно известный математик, один из создателей Неевклидовой геометрии, профессор и организатор Казанского университета.
Фото: static.mg.uz
Парадокс личности Лобачевского заключается в том, что с одной стороны, его педагогическая деятельность до сих пор остается неизученной, а с другой, он является ярким представителем в области народного образования. Николай Иванович шесть раз избирался ректором Казанского университета, тем не менее в академической среде к нему относились как к чудаку: мало того что Евклидову геометрию опровергает, так еще и студентов учит не слушаться авторитетов и проверять любое сказанное слово.
Признание Лобачевского как математика пришло, посмертно. А вот его рекомендации преподавателям быть со студентами на равных, кажется, повсеместного отклика не найдут никогда.
Образование Лобачевский получил в казанской гимназии, которую он окончил в 1807 году. Затем он поступил в Императорский университет Казани. 1814 году, оставаясь в университете, занял должность адъюнкта, а позже – профессора. Как преподаватель математики, астрономии, физики, Лобачевский высоко ценился в университете. А в 1819 году стал деканом своего физико-математического факультета. С 1827 года по 1846 годы ректор Казанского университета. С 1818 г. Н. И. Лобачевский состоял членом Училищного комитета Казанского учебного округа. По вступлении в должность ректора университета он, согласно уставу, стал председателем этого комитета, руководившего школьным делом округа. Он изучает состояние учебного дела в гимназиях и школах, знакомиться с учебниками, составленными учителями.
В 1830 году составил «Наставления учителям математики в гимназиях». Руководящая мысль наставлений заключается в том, что понятия, которыми оперирует математика, приобретаются чувствами, а затем уточняются в порядке отвлечения. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащийся, чувствами их воспринял и усвоил, после этого точные формулировки, отвлеченное выражение этих понятий учащемуся вполне уяснятся. В зависимости от того, кому и в каких условиях ведется преподавание, это отвлечение должно выясняться раньше или позже. Другая основная мысль Лобачевского заключается в том, что преподаватель должен всемерно избегать механического заучивания учащимися математических фактов; нужно добиваться ясного их понимания.
В ту пору в России утверждалось классическое образование. Лобачевский не принадлежит к числу твердых его сторонников. В конце своих «Наставлений» он говорит: «Желательно, чтобы предоставлялось на волю ученикам посвящать себя исключительно языкам и для таких назначать также и греческий; напротив, других, рожденных с дарованиями для математических наук, не обременять изучением многих языков и не лишать средств для усовершенствования их преимущественных способностей».
В связи с усилением преподавания классических языков существовала тенденция урезать программу математики, Лобачевский решительно возражал против этого. Николай Иванович был также сторонником «программного единства школы», понимая это в следующем смысле. Он находил, что преподавание в так называемых уездных училищах должно быть согласовано с программами гимназий, должно приводить к гимназиям; последние в свою очередь должны впускать молодых людей, которым будет вполне доступно преподавание в высшей школе. Программы низшей, средней и высшей школы должны составлять неразрывное единое целое.
Лобачевский придает очень большое значение преподаванию русского языка и литературы. Он считает образовательное и воспитательное значение литературы бесспорным, так как «кроме хорошего слога здесь представляются образцы хорошо обдуманного содержания и порядка в мыслях». Педагогической деятельности Лобачевского, выходящей за пределы университета, часто придавали второстепенное значение. И педагогическая его деятельность на посту попечителя преисполнена живого интереса к делу народного образования, который диктовался глубокой любовью к родине, к родному языку, к жизни родной страны. В связи с этим по его инициативе Казанский учебный округ оказался инициатором двух важнейших мероприятий. Первое из них ставило своей задачей усовершенствование практического знания русского языка среди учащихся гимназий. Будучи попечителем, Лобачевский уделял много внимания проведению в жизнь этого мероприятия. Второе мероприятие, очень занимавшее Лобачевского, было направлено на усиление научной деятельности старших учителей; учителя обязаны были ежегодно представлять научные работы, связанные с изучением края или с мерами по усовершенствованию преподавания. Это заслуживает подражания и в настоящее время.
В 1895 году создана премия (медаль Лобачевского), позже его именем называют улицы, библиотеки и даже кратер на Луне. Вместе с тем, Николай Иванович Лобачевский, как гениальный педагог, создатель новой геометрии, чей вклад в математику до сих пор сложно оценить, относится к категории незаслуженно обойденных пристальным вниманием исследователей. Научно-педагогическая деятельность известнейшего математика до сих пор недостаточно проанализирована с современных позиций педагогики.
Валериан Чупин
Источник информации: Чайковские.Новости
Добавить комментарий
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Популярные новости
Загорелся диван в квартире
В Чайковском 4 марта произошёл пожар в квартире одного из домов на ул. Ленина
В Пермском крае идут выборы Президента Российской Федерации
Вчера в Пермском крае начались выборы Президента Российской Федерации. Люди активно приходят на избирательные участки, которые будут работать ещё два дня – в субботу и воскресенье, 16 и 17 марта, с 8.00 до 20.00
Дожди или мокрый снег
Синоптики рассказали о погоде в Прикамье на
предстоящую неделю
В Прикамье многодетным семьям продлят и расширят право на льготы
Ещё одна инициатива предусматривает смягчение условия для предоставления земельных участков
Злата Мещанская из Чайковского стала одним из 30 победителей патриотического конкурса «Пробуждая сердца»
Ученица 3 В класса школы № 10 побывала в Москве на финальном событии федерального творческого конкурса «Пробуждая сердца» памяти Василия Ланового
Семь чайковских учителей представят округ на краевом этапе всероссийского конкурса «Учитель года»
Чайковцев призывают поддержать педагогов голосованием
Мошенники теперь в «кружочках»
У россиян выманивают деньги, сгенерировав с помощью искусственного интеллекта изображение, голос и переписку владельца аккаунта в Телеграм
В сёлах Чайковского округа появятся контейнерные площадки для мусора
В ближайшие три года в Чайковском округе планируется построить 125 контейнерных площадок
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
С 1 апреля в Чайковском начнут принимать заявления на зачисление в 1 классВ 2024 году заявление можно будет подать тремя способами
Пн 18 марта 2024, 11:32
Комментариев: 0
|
В сёлах Чайковского округа появятся контейнерные площадки для мусораВ ближайшие три года в Чайковском округе планируется построить 125 контейнерных площадок
Вс 17 марта 2024, 13:16
Комментариев: 2
|
Новый театр (учебный) приглашает на спектакль20 марта
в 15:00 в большом концертном зале Чайковского музыкального училища состоится
показ спектакля «Чернобыль» (12+)
Пн 18 марта 2024, 17:28
Комментариев: 0
|
Яков Брюс - ученый, «птенец гнезда Петрова»Яков Вилимович Брюс (1669 - 1735) – государственный деятель и учёный, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал. Он был одним из наиболее образованных людей своего времени. Брюс обучал царя ориентироваться по небу, предсказывать солнечные затмения. Вокруг него слагались легенды. Многие считали Брюса алхимиком, чернокнижником и колдуном.
Вт 12 декабря 2017, 11:34
Комментариев: 0
|