НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Все новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Все новости

Опросы

Какой у вас цвет глаз?









Реклама

Какую систему оценок в школе предпочтет Россия: «похвально», «не худо», «подло»?

Рособрнадзор обсуждает возможность отказа от пятибалльной системы оценок в школах. По словам экспертов, современная система устарела и на самом деле является не пятибалльной, а трехбалльной. Но, какая система нужна, и нужна ли она сейчас вообще?

Какую систему оценок в школе предпочтет Россия: «похвально», «не худо», «подло»?
Вт 14 августа 2018, 15:23

Фото: spynet.ru


В истории российского просвещения изначально, как и в Европе, существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного», мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». Постепенно словесная оценка становилась однообразней, проще заменялась цифровой.

Луначарский

Существующая или традиционная система контроля и оценки знаний на самом деле уже не устраивает. Изменилось время, мы уже живем и работаем совсем в другой стране. Раз это так, то не целесообразно ли отказаться от нее или заменить более совершенной? Возможно, учащиеся, освобожденные от карающей функции отметки, стали бы учиться лучше и более добросовестно относиться к своим учебным обязанностям. В России безотметочное обучение уже практиковалось. 31 мая 1918 года нарком просвещения А. В. Луначарский (на фото справа) подписал постановление, отменяющее применение балльной системы оценок знаний. Отменялись все виды экзаменов, запрещалось спрашивать учащихся на уроках, проводить письменные, контрольные работы. Дифференцированная оценка рассматривалась как средство, подрывающее единство детского коллектива и порождающее конкуренцию среди учащихся. Однако такая практика привела к снижению качества знаний, росту недисциплинированности, плохой посещаемости. Это в период индустриализации страны! Поэтому в 1935 году в школе восстановилась пятибалльная система оценок знаний через словесные отметки («очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). Однако и эта мера не помогла.

В 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. Окончательно в 1944 году в школу возвратили пятибалльную систему оценки успеваемости: 5, 4, 3, 2, 1, по которой школы работают сегодня.

Педагогическая оценка не только измеряет знания, соотнося их с требованиями программы и образовательного стандарта, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию адекватной самооценки. Можно сделать вывод: ни в педагогическом, ни в психологическом отношении отмена оценок не оправдана. При всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Поэтому, как мне представляется, речь должна идти об ее совершенствовании, недопущении ошибок при оценивании знаний учащихся. А они, к сожалению, довольно часты. Сегодня изменилось отношение родителей к школьной оценке. Многие родители сегодня больны «звездной болезнью». Хотелось, чтобы инновации шли в гармонии с опытом предков.

Предлагаю читателям нормы оценок 1834 года, где все четко прописано. Тогда был составлен документ, точно очертивший, какую оценку и за что следует ставить. Документ этот, высочайше утвержденный 8 декабря 1834 года, назывался «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках». Излагать его современным языком нет смысла: наш язык беднее, лучше прочитать текст подлинника. Вот что в нем говорилось:

1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.

2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою то же последствие.

3-я степень (успехи удовлетворительные). Ученик знает науку в том виде, как она ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей- то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь науке. Эту ступень можно назвать степенью удовлетворительных потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда после памяти нас посещаемое, пробуждается часто среди этой даже механической работы.

4-я степень (успехи хорошие). Ученик отлично знает преподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень (успехи отличные). Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренную упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышления при помощи книг, к той науке относящихся, распространила познания далее, нежели позволил нередко одностороннее учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний.

Документ этот не может не восхищать глубиной мысли и тактом. Даже получение «единицы» не унижает человека: может же он «не радеть при склонности к чему-либо иному»! Учителям полезно знать эти критерии, как впрочем, и ученикам и чиновникам !!!». Если восстановить старые критерии, то становится оправданным перевод в следующий класс и двоечников («успехи посредственные»).

Недавние эксперименты с ЕГЭ – сдал на два, а ставим три. И это называется защита! Защита от чего или кого? Мне нравится четкая шкала 1834 года. На самом деле у нас от 1834 года осталась трехбалльная система - (3,4,5), а традиционная пятибалльная давно выродилась: отметки «1» не существует, не видел ни одного аттестата с единицей, отметка «2» в аттестаты тоже не выставляется. Скоро будет однобалльная – «4». Почему? Отметка «3» нежелательна, там, может, скрывается «2», «пятерка» привлекает очень много внимания, «4» - почти всех устраивает. Более тупиковую шкалу не придумать. Так что система наших отметок очень не точно отражает учебные достижения наших учащихся и нуждается в серьезной корректировке.

Можно с осторожностью заметить, что нормы, выраженные в данном циркуляре, в жизни реализовывались, очевидно, с некоторыми отклонениями. Но сам образ мысли и точность выражений при изложении основных принципов, на мой взгляд, сильно превосходят то, что можно прочитать в современных официальных документах. Одна только фраза из критерия для четвёрочников: «...Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что- либо не понимая.» Она внушает мысль, что с 1834 года в нашем королевстве что-то сильно прогнило. Причем - не в деталях, а в основных принципах. «Современный» школьник мало того, что «почитает возможным» не понимать (а его «современный» учитель мириться с этим), так ещё, кроме самомышления (говоря по-старинному), почитает возможным не затруднять заодно и память тоже! Получается, мы за 184 года пришли даже не «к стакану наполовину пустому», а практически пустому, если сравнить результаты даже отличников из массовой школы и «хорошистов» образца 1834 года.

отличник, отметки в дневнике

Сегодня в России рассматривается к применению 12-бальная система. Специалисты заявили, что 100-бальная не будет успешной, поскольку педагог не сможет отличить 55 баллов от 57 без специальных психометрических процедур. Однако даже насчёт 12-бальной есть сомнения. По федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) у нас есть три вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные.

ФГОС

Если мы говорим об отметках, это, прежде всего, способ оценить предметные результаты. Но качество образования не зависит от процедуры измерения. Если брать предметы довольно четкие, где есть нормы выставления отметок, например, математику, физику, химию, русский язык, там на все хватает и пяти баллов. Если брать гуманитарные дисциплины, где разгул большой, история, литература, много тонкостей, субъективных вещей, где и 12 и 13 баллов будет мало. Шкала может меняться.

Но в первую очередь нам нужно договориться, а зачем нам нужна детализация? Какие такие особенности предметных знаний мы не можем оценить пятеркой или тройкой, и для этого нам требуется больше баллов. Если сохранить архаичные представления о том, что мы оцениваем, то детализация бесполезна.

Второе — нужно, чтобы учителя этим инструментом овладели. Иначе это будет та же пятерка, только растянутая на двенадцать баллов. Но помимо предметных, есть еще метапредметные и личностные результаты. Поэтому на первом плане стоит не столько растягивание шкалы, сколько создание других инструментов оценивания. Личностные результаты — инициативность, ответственность, умение работать в команде — тоже оценивать количеством баллов? Нет, конечно. Значит, нужно подумать, какими процедурами эти результаты можно выявить. Это ведь не контрольная работа, не диктант. Значит, нужен совершенно другой тип оценки. Сначала все же нужно договориться, что мы оцениваем отметками, а что — другими способами.

Я считаю, что отмена пятибалльной шкалы ничего не даст. Кроме того, внесет некоторую путаницу. Потому что все-таки за долгие десятилетия и родители, и дети привыкли к существующей системе. Кроме того, некоторые вообще предлагают отменить отметки, чтобы у детей была мотивация, сохранялся интерес к учебе. И в начальной школе мы это делаем. Но не нужно путать отметку и оценку. Даже когда мы не ставим отметок, любой человек, даже маленький, хочет получить оценку своего труда. Поэтому вместо цифр мы ставим всякие солнышки, флажки и прочее. Но, в принципе, вопрос качества образования решается на других полях: отбором содержания образования, внедрением тонких и современных методов преподавания. Тем более, что школьные оценки сейчас, в общем-то, детям совсем не нужны. В колледжи дети поступают по ОГЭ, в вузы — по олимпиадам и ЕГЭ. Строго говоря, выпускнику школы аттестат нужен только для того, чтобы родителей порадовать, либо для поступления в иностранные вузы, где требуют аттестат. Но для российских вузов он мало что значит. Поэтому вообще на оценки, тем более, в старших классах, дети вообще не обращают никакого внимания. Поэтому, поднимать этот вопрос сейчас совершенно бессмысленно.

Валериан Чупин

Источник информации: Чайковские.Новости


Комментарии (3)

1. И всё же, кто на фото?
2. На чём остановились при выведении оценки знаний?
3. Как в дальнейшем будут оценивать знания в школе, ВУЗах? Держите пожалуйста в курсе любопытствующих аборигенов.
Статья очередной раз хороша.
Одна из лучших. Имеет прикладное значение. Действительно, определение степени знания учащихся требует оценки. И определения оценок от 1834 г., которые приведены в статье, актуальны как никогда. Многие ученики (особенно их родители) начинают комплексовать, узнав, что их ненаглядное чадо получило 4, но это хорошая оценка. По баллам для ЕГЭ она на какие-то десятые балла отличается от баллов пятёрочников, то есть практически идентична.
Но, вкладывая смысл в понимание "оценки", как мерила оценивания знаний, то определения, приведенные автором идеально подходят и для оценок, выставляемых в баллах по ЕГЭ, поскольку оценка и балл в некотором роде сопоставимы.
За статью спасибо.
Но… всё же на фото кто? Статья воспринимается как от имени того, кто изображен на фото, но явно просматривается несовпадение фамилии под статьей и изображения на фото.
Мужик на фото (Луначарский?) своим безразмерно заумным взором похож на такого же любителя всяческих идиотских новаций — первого дирктора школы в Завокзалье (вроде бы, Куляпин, его фамильица была).

Добавить комментарийВсе комментарии

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Популярные новости

Новая остановка с «китайским» акцентом

Новая остановка с «китайским» акцентом

Удобно, красиво и к месту – так в трех словах можно описать новый остановочный комплекс, который появился в октябре по улице Советской в районе комплекса «Pit stop» и спортивного клуба «Дракон». 

Чт 25 октября 2018, 13:39
Комментариев: 0

В Чайковском грядет укрупнение учреждений культуры

В Чайковском грядет укрупнение учреждений культуры

В 2018 году в Чайковском, как и во многих территориях Пермского края, началась работа по укрупнению сети учреждений культуры. Какие организации будут объединены, читайте далее.

Чт 25 октября 2018, 11:51
Комментариев: 13

На пост главы Чайковского городского округа претендуют 17 кандидатов

На пост главы Чайковского городского округа претендуют 17 кандидатов

Это рекордное для Пермского края количество кандидатов на пост главы. Пятеро претендентов не проживают в Чайковском, один – женщина.

Пт 09 ноября 2018, 18:27
Комментариев: 93

В Чайковском реализуется пилотный проект «Путь к активному долголетию»

В Чайковском реализуется пилотный проект «Путь к активному долголетию»

В ходе пилотного проекта «Путь к активному долголетию» в четырех городах Прикамья, в том числе и в Чайковском, на базе филиалов Пермского краевого центра медицинской профилактики будут созданы группы поддержки активного долголетия, присоединиться к которым в каждой из территорий смогут более 150 пенсионеров. 

Пт 26 октября 2018, 16:01
Комментариев: 4

Список кандидатов на пост главы Чайковского округа пополняется тайно

Список кандидатов на пост главы Чайковского округа пополняется тайно

В комиссии по регистрации кандидатов на пост главы Чайковского округа о количестве и именах зарегистрированных на сегодняшний день кандидатах молчат. Почему эта информация стала тайной, не понятно. Однако кроме секретаря комиссии Анастасии Васильевой есть и другие источники. 

Ср 07 ноября 2018, 16:22
Комментариев: 129

Лучшего сварщика выбрали в Чайковском

Лучшего сварщика выбрали в Чайковском

На базе МЦПК ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления» 19 октября 2018 года состоялся III конкурс  профессионального мастерства «Лучший электрогазосварщик-2018» города Чайковский. 

Пн 22 октября 2018, 11:05
Комментариев: 10

Экс-директор МУП «Водоканал» оштрафован за сокрытие 29 млн.руб

Экс-директор МУП «Водоканал» оштрафован за сокрытие 29 млн.руб

Чайковский городской суд вынес приговор в отношении бывшего руководителя МУП «Водоканал» в Чайковском. Ему инкриминировалась ст. 199.2 УК РФ (Сокрытие средств организации, на которых должно производиться взыскание). 

Вт 30 октября 2018, 14:54
Комментариев: 24

Многодетная семья осталась без крыши над головой

Многодетная семья осталась без крыши над головой

В д. Моховая Чайковского района в первый день ноября произошел пожар, в результате которого было уничтожен дом и все имущество многодетной семьи. Пятеро детей и их родители, заметив возгорание, выбежали на улицу в том, в чем были. Вот уже неделю волонтеры и неравнодушные жители пытаются помочь погорельцам.

Ср 07 ноября 2018, 13:36
Комментариев: 0

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

На пост главы Чайковского городского округа претендуют 17 кандидатов

Это рекордное для Пермского края количество кандидатов на пост главы. Пятеро претендентов не проживают в Чайковском, один – женщина.

Пт 09 ноября 2018, 18:27
Комментариев: 93

В Чайковском под окнами многоэтажки нашли тело студентки из Башкирии

Тело девушки утром 10 ноября нашли местные жители около десятиэтажного дома по улице Азина. Сейчас по факту гибели проводится проверка.

Пн 12 ноября 2018, 11:42
Комментариев: 1

Список кандидатов на пост главы Чайковского округа пополняется тайно

В комиссии по регистрации кандидатов на пост главы Чайковского округа о количестве и именах зарегистрированных на сегодняшний день кандидатах молчат. Почему эта информация стала тайной, не понятно. Однако кроме секретаря комиссии Анастасии Васильевой есть и другие источники. 

Ср 07 ноября 2018, 16:22
Комментариев: 129

Развернуться на двух метрах

Пять способов обустроить маленькую прихожую — как разместить все шкафы и вещи и не испугать гостей захламленной квартирой с порога. Как не превратить маленькую прихожую в кладовку с полосой препятствий из мебели, узнали в издании НГС.

Чт 04 февраля 2016, 11:50
Комментариев: 1

Чайковские.НОВОСТИ оперативно сообщают последние новости в г. Чайковский и другие важные события в Чайковском муниципальном районе и городе.

 18+ 

Пользовательское соглашениеСоглашение о конфиденциальности информации

Сетевое издание "Чайковские.рф". Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56572 от 26.12.2013 г. Учредитель и издатель ООО "Мегаарт".
Адрес редакции: 617760, Россия, Пермский край, город Чайковский, ул. Ленина, д. 45 оф. 54. Телефон редакции: +7 (34241) 22 345.
Адрес учредителя: 617760, Россия, Пермский край, город Чайковский, ул. Ленина, д. 45 оф. 54. Телефон: +7 (34241) 22 400.

Распространяется бесплатно. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и сообщениях пользователей сайта. Редакция не предоставляет справочной информации. Материалы обозначенные символом PR распространяются на платной основе.

©2013 Чайковские.рф
Перепечатка материалов допускается с разрешения редакции с обязательным указанием прямой ссылки на сайт chaikovskie.ru