XVII век – эпоха обновления

Небывалый взлет человеческого духа в самых разнзных областях науки и искусства проявился в Европе в XVII веке. В этом веке жили и творили: Галилей, Бойль, Ньютон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гендель, Бах, Мольер, Свифт, Рубенс, Рембрант, Страдивари.

XVII век – эпоха обновления
Вт 02 апреля 2019, 12:47

Фото: wikimedia.org, 24smi.org

XVII век привлекал и будет привлекать пытливую мысль людей всех времен и народов, век коренной ломки старых, отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных, нравственно- эстетических традиций. Людям этой эпохи пришлось выдержать последний натиск церкви, которая стремилась похоронить идеалы общественного прогресса, дух свободомыслия в казематах инквизиции. В этом веке Кеплер и Галилей изобрели телескоп, О. Герике вакуумный насос, Б. Паскаль механическую счетную машину, Э. Сомерсет паровую машину, X. Гюйгенс маятниковые часы. В XVII веке основано Королевское общество (1662 г.), Гринвичская астрономическая обсерватория.

XVII век— перекресток истории, где решались проблемы выбора новых путей движения к знанию и социального прогресса. Особое значение имеет наследие титанов науки: они были новаторами, проложили начало пути для человеческой мысли и действий. Даже кратковременная встреча с каждым из этих титанов поучительна и позволяет прочувствовать пульс эпохи, связь времен.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564—1642 гг.)

XVII век подарил плеяду ученых-героев, мужественных борцов за науку и новое мировоззрение. Галилео Галилей был в авангарде этого беспримерного поединка науки и религии. Сначала изучал медицину, потом увлекся геометрией и механикой, оставил университет и четыре года занимался самостоятельно. От него физика начинается как наука. Он сформулировал принцип относительности, принцип постоянства ускорения силы тяжести, установил закон инерции, свободного падения, движения тел по наклонной поверхности, движение тела, брошенного под углом к горизонту, закон постоянства периода колебаний маятника, сложения движений. Построил подзорную трубу и начал систематические астрономические наблюдения, обнаружил горы на Луне, открыл четыре спутника Юпитера, доказал, что Млечный путь состоит из множества звезд, открыл фазы у Венеры, пятна на Солнце, создал микроскоп, поставил первый эксперимент по определению скорости света, но не удачный. После издания своих трудов «Диалоги» стал узником святой инквизиции.

Слепой, измученный преследованиями, великий мыслитель жил одиноко, под неусыпным наблюдением монахов, мужественно сохранил стойкость духа. Не лишенный гордости, тщеславия, одаренный математик, физик, музыкант последовательно боролся против псевдонауки. Осуждение Галилея — был последний шок, произведенный инквизицией на ученых в Европе.

РОБЕРТ ГУК (1635—1703 гг.)

Сложная, противоречивая личность и такая же судьба этого великого естествоиспытателя. Ему вечно не хватало времени, чтобы довести до логического конца свои гениальные догадки. Шутка ли, еженедельно! Демонстрировать членам Королевского общества неизвестные им явления! А именно таковы были обязанности Гука, и он с ними добросовестно и успешно справлялся в течение 20 лет! Неистощимый источник новых идей, тонкий наблюдатель, искусный изобретатель и конструктор, Роберт Гук в XVII веке претендовал на все крупные открытия и изобретения века. В учебники физики Гук вошел только законом, названным его именем, вклад же его в естествознание значительно больше, история науки и техники выдала Гуку «авторские свидетельства» уже задним числом, когда открытие или изобретение уже вошло в науку. Гук предложил карданную передачу, изобрел систему зубчатых передач, оптический телеграф, барометр, максимальный термометр — все не пересчитать.

ОТТО ФОН ГЕРИКЕ (1602—1686 гг.)

Отто фон Герике жил в такие времена, когда почти полстолетия драчливые немецкие князья колотили друг друга руками народа. Люди грабили, жгли, убивали друг друга только из-за того, что одни пели молитвы на латыни, а другие на родном языке. В это разрушительное время бургомистром города Магдебурга стал Отто фон Герике. Получил хорошее инженерное образование в Лейдене. Занимался физикой, построил первую электрофорную машину. В 1663 году Герике продемонстрировал свой знаменитый вакуумный насос — опыт с полушариями. К великому удивлению горожан, две медные тарелки, хорошо подогнанные друг другу, не могли оторвать даже восемь пар лошадей. Великая сила пустоты была продемонстрирована наглядно, убедительно! И все же, добропорядочные и остроумные сограждане втихомолку посмеивались над чудачествами своего бургомистра: человек тратит свое время на какие-то пустяки, еще работает в кузнице, в мастерской как простой ремесленник. Чудак!

Только после одного поучительного случая смеяться все же перестали. Герике возле своего дома построил барометр, который позволял предсказывать погоду. В воскресенье, 9 декабря 1660 года, ясная солнечная погода, ничего не предвещало плохого. Но вот столб жидкости опустился очень низко. Герике в беспокойстве, оповестил граждан города, что будет буря. Буря при ясном небе? Конечно, горожане очередной раз посмеялись. Однако, через несколько часов, над городом прошелся такой ураган, какого не помнили даже старожилы! Ветер сбрасывал кровлю, вырывал окна, угонял корабли. С тех пор Герике и барометр стали уважаемыми.

ЭДМОНД ГАЛЛЕЙ (1656—1742 гг.)

С именем этого человека связана только комета, между тем, английский астроном, математик, геофизик — Эдмонд Галлей работал успешно во многих областях науки. В математике предложил методы расчета логарифмов и тригонометрических функций, разработал геометрические методы решения численных уравнений, в геофизике объяснил пассаты и муссоны, составил первую метеорологическую карту ветров, предложил модель магнитного поля Земли, составил первую карту магнитных склонений и таблицу смертности. Наиболее известны работы по астрономии: он установил систематические изменения периода Луны, обнаружил и, установил периодичность движения кометы, названной его именем. Расчет траектории этой кометы сыграл важную роль в развитии небесной механики. Он обнаружил собственное движение звезд. Галлей был человеком не только мысли, но и дела (действия)  подвижным, общительным и быстрым в решениях. Он спускался на морское дно в водолазном колоколе, несколько раз участвовал в экспедициях в южные моря (7, 36). Заслуга Галлея перед наукой огромна, именно он способствовал созданию «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона. Он убедил Ньютона написать эту книгу, выполнил всю редакторскую работу и издал ее на свои средства (13, 76).

ХРИСТИАН ГЮЙГЕНС (1629—1695 гг.)

Христиан Гюйгенс — великий голландский механик, физик, математик и астроном. Гюйгенс вошел в историю науки, как изобретатель маятниковых часов, искусный мастер и конструктор астрономических приборов, создатель первой научной теории маятника, творец волновой теории света. Юрист по образованию, доктор права, Гюйгенс успешно занимался сначала астрономической оптикой, достиг в этом высокого мастерства и изготовил светосильный телескоп. С помощью своего телескопа сделал ряд открытий в астрономии: открыл шестой спутник Сатурна  - Титан, определил его период обращения, полярные шапки на Марсе, полюс Юпитера, наконец, самое замечательное его открытие — кольца Сатурна. Обнаружил туманности в созвездии Ориона. Многие сочинения Гюйгенса увидели свет только после его смерти, его теория света не была принята современниками.

ИОГАНН КЕПЛЕР (1571 — 1630 гг.)

Трудно представить себе судьбу более тяжелую, чем та, которая выпала на долю великого немецкого астронома Иоганна Кеплера: голод и нищета, религиозные гонения и скитания, болезнь и смерть близких людей — преследовали его всю жизнь. С кем только Кеплер не боролся? Самой страшной, не на жизнь, а на смерть, была борьба с мракобесием!

Вспомним: в 1600 году погиб на костре Джордано Бруно, в 1616 году осудили учение не только Коперника, но и вообще математику — «творение дьявола». Кеплера, как протестанта преследовали католики, протестанты преследовали его как еретика — коперниканца. «...После смерти Кеплера осталось одно изношенное платье, две рубашки, несколько медных монет, 29 тысяч флоринтов неуплаченного жалования, 57 вычислительных таблиц, 27 ненапечатанных научных трудов (некоторые из них многотомные) и огромное рукописное наследие, объединенное позже в 22 книги. Какой же надо было обладать настойчивостью, целеустремленностью, трудолюбием, желанием познать законы природы, чтобы в тех неимоверных тяжелых условиях, в которых жил и творил Кеплер, выполнить такой колоссальный объем работы и внести столь значительный вклад в мировую науку» (5, 14).

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646—1716 гг.)

Лейбниц достиг вершины познания и успех! «Он был политиком, историком, юристом, философом, педагогом, путешественником, дипломатом и вассалом многочисленных покровителей. Был вхож к королям, любил деньги, но не был скуп. Слыл убежденным холостяком, но обожал беседовать с дамами. Отличался железным здоровьем и умер, отравившись лекарством. Разбросанный, вечно увлекающийся, преступно непостоянный гений...» (4, 156). По поводу дифференциального исчисления он пишет: «...я не считал эту работу достойной издания. У меня было много таких пустяков... Математика для меня была приятным развлечением» (4, 159). В математику Лейбниц ввел термины: функция, координаты, алгоритм, знаки дифференциала и интеграла, додумался до двоичной системы исчисления, изобрел и построил механическую счетную машину. Он изъездил почти всю Европу, то выполнял поручения монархов, то гонимый своей неукротимой энергией и любознательностью. Уже с 15-летнего возраста Лейбниц вынашивал проект «Универсальной характеристики» — средства, с помощью которого все человеческое познание должно было подвергнуться коренному преобразованию. Это средство по мысли Лейбница должно состоять из двух инструментов: искусственного языка науки и исчисления умозаключений; в зародыше — «думающая машина». Он оставил проект создания Берлинской академии наук, был знаком с русским царем Петром I, можно предположить, что Лейбниц повлиял на формирование Российской академии паук.

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (1623—1662 гг.)

«В историю естествознания вошел Паскаль, как великий физик и математик, один из создателей математического анализа, проективной геометрии, теории вероятностей, вычислительной техники, гидростатики» (8, 118). Блестящие дарования Паскаля проявились рано, но сочетались со слабым здоровьем. Ему запрещали заниматься математикой до 12 лет, но он самостоятельно построил геометрию Евклида в 13 лет, в 16 лет написал трактат «Опыт теории конических сечений», в 19 лет изобрел и сконструировал счетную машину для четырех арифметических операций, в 30 лет открыл закон названный его именем.

Еще в детстве его поразила непонятная нервная болезнь, уже в 24 года его разбил паралич, в 31 год он не мог уже заниматься наукой. Последние восемь лет жизни были полны физических страданий. Ярким метеоритом сверкнул в середине XVII века гений Паскаля. Он один из знаменитых люден в истории естествознания. Портрет Паскаля помещался даже на денежных купюрах. Он изобрел тачку, самую простую машину, омнибус — самую доступную карету того времени. Яркая и трагическая судьба в истории естествознания.

ИСААК НЬЮТОН (1643—1727 гг.)

В рождественскую ночь 1643 года в семье фермера средней руки в Англии родился такой маленький мальчик, что его можно было выкупать и в пивной кружке. Что удивительно выжил, почти не болел и первый зуб потерял на 84 году жизни. Этим мальчиком был сэр Исаак Ньютон. В детстве был неловким и неуклюжим, сверстники считали его скучным и хитрым. Был удивительным домоседом, никогда не уезжал из Англии, с ним не было никаких приключений и невероятных историй. Молчаливый, неостроумный; с самой заурядной внешностью, плохой собеседник, у женщин не пользовался успехом, избегал вечеринок и компаний, учился незаметно, и нет никаких объяснений, когда и как он стал совершенно самостоятельным и оригинальным исследователем.

Все, что делал Ньютон, он делал с исключительной добросовестностью, и все у него получалось. А вообще хлопот у великого человека было много. Например, в обязанности начальника монетного двора входило вести сыск и следствие по делам о фальшивомонетчиках, и Ньютон регулярно «… слушал сообщения осведомителей и показания фальшивомонетчиков. Лондонские фальшивомонетчики его страшно боялись,за один 1697 год он передал в суд дела, по которым было казнено около двадцати фальшивомонетчиков» (7, 19).

«Этот человек сформулировал основные законы механики, открыл закон всемирного тяготения, открыл законы разложения белого света и выдвинул корпускулярно-волновую теорию света, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, открыл закон охлаждения нагретого тела, закон сопротивления движению в вязкой жидкости, сконструировал один из первых термометров, впервые построил отражательный телескоп. Лагранж скажет о нем: «Он самый счастливый — систему мира можно установить только один раз» (4, 222—223). Невозможно перечислить все, что сделал Ньютон, но главная заслуга — создал классическую механику. «Радуйтесь, смертные, что на земле существовало такое украшение рода человеческого», написано на могиле Исаака Ньютона.

В.Чупин

Литература:

4. Я. Голованов. Этюды об ученых. М., Молодая гвардия,1976.

5. В. П. Лишевский. Рассказы об ученых. М., Наука, 1986.

7. И. Ю. Кобзарев. Ньютон и его время. Серия «Знание»,М., 1978.

13. И.  Г.  Колчинский  и др.  Астрономы.  Киев.  Наукова думка. 1986.

Я: "ты сюда не ходи, ходи туда"