Какой у вас цвет волос?

Галантный век

Главное направление XVIII века — аналитическое. Век накопления, систематизации, критики. В то время организовывались новые лаборатории, улучшались конструкции приборов, проверялись ранее полученные результаты, возникали новые теории, обобщения.

Галантный век
Ср 01 мая 2019, 11:11

Фото: wikimedia.org, culture.ru

XVIII век - период осмысления, создания целостной системы мира, математических методов анализа. Лаплас излагает систему мира, Гольбах — систему природы, Лавуазье и Ломоносов открывают закон сохранения энергии, Ламор объяснил появление бесконечного многообразия видов растений и животных, Дидро дает объяснение нравственности, обычаев первобытных учреждений, Руссо объясняет зарождение политических учреждений путем общественного договора. Век классической музыки: Бетховена, Моцарта, Глюка, Вебера, Россини, Чимарозы. Век материалистов, просвещения, энциклопедистов.

Благородная часть общества поглощена наукой. Они обходительны, изысканны, утонченны, утвердили этикет: манеры - особо ходить, говорить, есть, смеяться, кланяться.

В России учились есть вилкой, носить парики, отвыкали сморкаться перстами. Ходили в музеи, на концерты и брили бороды под страхом штрафа. Не хуже портных разбирались в лентах, пуговицах и прочих мелочах. Для изысканного потребителя возникла специальная галантерейная промышленность. Галантный век!

ДАНИИЛ БЕРНУЛЛИ (1700—1782 гг.)

даниил бернулли

Семья гениев, так можно назвать род Бернулли. На протяжении более ста лет этот род дал человечеству выдающихся деятелей науки: математиков, физиков, врачей, юристов, риторов — многие из них были членами различных академий, а пятеро — академиками Академии паук России (Петербургской АН). Наиболее известны три: Якоб (1654—1705 гг.) и Иоганн (1667—1748 гг.) — братья и Даниил (1700—1782 гг.), сын Иоганна.

Даниил сначала занимался медициной, но душа лежала к точным наукам, переехал в Россию и работал в Петербургской академии наук. Из 75 опубликованных им работ —47 опубликованы в России. Основная его работа «Гидродинамика», содержит основные положения механики жидкостей. Кроме физики занимался математикой, физиологией.

Бернулли ввел в физику понятия: работа, коэффициент полезного действия, открыл закон, названный его именем.

ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН (1735—1818 гг.)

иван кулибин

Судьба этого самородного таланта трагична: многие крупные его проекты так и не увидели света. Осмеянные, затасканные, пожелтевшие от времени, они остались в музеях. Единственная завершенная и известная всем его идея — часы, подаренные Екатерине II.

Кулибин был чужд духу российского престола. Тихий, простой, русский человек все свои изобретения искренне и бескорыстно предлагал обществу. Он проектировал безопорные здания, арочные мосты, но их никто не строил. Предлагал подъемные кресла-лифты - не делали. Кулибин изобрел велосипед (самокатка), но он оказался никому не нужен. Проект устройства для спуска кораблей на воду оказался «под сукном». Иван Петрович придумал инвалидам протезы — но производить их стали не в России, а за рубежом.

Жизнь Ивана Кулибина — яркий пример бескорыстного служения на благо Отечества, но косность, невежество, бюрократизм процветали в России!

ПЬЕР СИМОН ЛАПЛАС (1749-1827 гг.)

пьер лаплас

Сдержанный, холодный, скрытый, не любил говорить о себе, так характеризуют Лапласа одни, другие же — как доброго гения, заботливого мужа, любящего отца. Противоречива личность, однако все знавшие его отмечают, как великого ученого, но беспринципного человека.

Жил Лаплас в эпоху величайших общественных потрясений: Великой французской революции, правления Наполеона и реставрации монархии. И при каждой смене правительства, он переходил на сторону победивших, получая почести и награды!

При Наполеоне был министром внутренних дел, потом вице-президентом, потом — канцлером, получил орден Почетного легиона.

Женился на красивой женщине, с мягким добрым характером, был счастлив в личной жизни. Жена любила и преклонялась перед мужем. Лаплас привлекал молодых людей мыслями и идеями и всегда был окружен людьми. Он рано проявил свои выдающиеся способности и с блеском окончил школу. В 17 лет написал первую научную работу. Его научные интересы лежали в области математики, физики, небесной механики. Ученый предложил гипотезу происхождения Солнечной системы. Ему принадлежат фундаментальные работы по дифференциальным уравнениям, он ввел в математику шаровые функции, установил барометрическую формулу, разработал теорию капиллярности. В математике известны «оператор Лапласа», «преобразование Лапласа», «теорема Лапласа».

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765 гг.)

михаил ломоносов

Ломоносов занимает особое место в истории развития русской культуры и науки: ученый-энциклопедист, основоположник отечественной науки, философ, поэт — заложивший ос-новы современного русского литературного языка, выдающийся деятель Просвещения. Большую роль в научной деятельности Ломоносова имела физика.

Он заложил ее основы в России, сделал открытия в химии, кристаллографии, геологии, географии, истории. Постиг тайны античной мозаики в изобразительном искусстве, усовершенствовал телескоп, построил ночезрительную трубу.

Он создал первый университет и сам был первым университетом! Ломоносов еще при жизни стал воплощением русской культуры, при этом испытал на себе всевозможные виды унижения. Его травило духовенство, монархи и их холопы. Сколько сил и энергии он потратил на борьбу с иностранным засилием в Русской Академии наук, против царских бюрократов и чиновников, попов и монахов, мешавших распространению естественнонаучных знаний среди россиян.

Ломоносов пересмотрел всю совокупность современных ему наук, подвел итог всему, что было сделано до него, и одновременно наметил пути дальнейшего их развития. Его взгляды были глубже и шире современников. Он опередил время!

ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ МАГНИЦКИЙ (1669-1739 гг.)

леонтий магницкий

Родился в крестьянской семье близ Твери, учился в единственной тогда Славяно-греко-латинской академии, где овладел риторикой, логикой, физикой, политикой, богословием и иностранными языками. Своими знаниями математики он настолько привлек к себе императора Петра, что тот назвал его «магнитом». Тогда и дали ему прозвище-фамилию Магницкий, с назначением на должность учителя в московскую, вновь организованную школу математических и навигацких наук, где он и прослужил 38 лет, вплоть до своей смерти, став самым знаменитым преподавателем своего времени. В 1703 году Магницкий издал свою знаменитую «Арифметику», которая стала энциклопедией математических знаний. Именно он ввел в математику термины «множитель», «делитель», «произведение», «извлечение корня». «Вратими учености» назвал М. В. Ломоносов его учебник.

НАРТОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1693—1756 гг.)

андрей нартов

А. К. Нартов рано обучался ремеслу, быстро достиг совершенства и был принят в мастерские при Московской школе математических и навигацких наук. В этой же мастерской произошло его знакомство с Петром I. После этого он был переведен в Петербург в мастерские царя, а потом стал личным токарем Петра I. Учился в Англии, Франции, в Парижской АН получил похвальный аттестат. Сконструировал токарно-винторезный станок, ему так же принадлежит много изобретений в артиллерийском производстве (16, 56).

ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР (1707—1783 гг.)

леонард эйлер

Леонард Эйлер — швейцарец, но мы его считаем русским ученым. Эйлер жил и плодотворно работал более 30 лет в Петербургской академии наук.

Работал широко, азартно, плодотворно. Нет возможности перечислить все его труды, их около 700. Полное собрание его сочинений в Швейцарии издается уже 61 год и должно составить 72 тома! «Эйлер женился в Петербурге, был отцом 13 детей и дедом 38 внуков» (.Я. Голованов. Этюды об ученых. М., Молодая гвардия,1976, с. 387). Он педант, многие считали его человеком сухим и скучным, консервативных взглядов, недолюбливал острословов, осуждал литературоведов, но обладал удивительным даром обобщения, осмысления и применения. Математик, механик, физик - Эйлер внес значительный вклад в естествознание.

ТОМАС ЮНГ (1773—1829 гг.)

томас юнг

«Известный врач, замечательный физик, астроном и меха¬ник, металлург и египтолог, океанографист, ботаник, филолог и полиглот, серьезный знаток музыки и искусный музыкант, игравший едва ли не на всех инструментах того времени, отличный живописец и даже... незаурядный гимнаст — вот что такое Томас Юнг» (Е. М. Кляус. Поиски и открытия. М. Наука, 1986, с. 10). Один из тех одаренных, которому тесно в одной отрасли. Юнгу казалось доступно все! За этим, конечно скрывалось огромное трудолюбие. Читать научился по Библии в два года, в шесть изучил латинскую грамматику, в восемь лет соприкоснулся с наукой. Еще когда учился в школе, вставал на час раньше, ложился на час позже, чтобы углубить пройденное. Почти не посещал колледж, а много работал самостоятельно. Щедро одаренный, он не мог себя представить стариком и умер на пороге старости щедро одаренный. Он не умел экономить ни энергии, ни таланта.

Праздничный подарок всем трудолюбам? Или чтиво кому делать нечего?
В любом случае — завораживает и заставляет задуматься о сущности человеческого бытия.
Вынуждает задуматься: а что я успел сделать доброго, умного и нужного для людей в своей жизни.
Спасибо за ваш хитро-мудрый труд по подбору материала для публикации.
С днём весны и труда!