НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Все новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Все новости

Опросы

Какой у вас цвет волос?







Реклама

От костра к паровой машине

От первобытного огня до паровой машины огромная дистанция. История человечества по утверждению археологов, насчитывает около трех миллионов лет. И на этом пути человеку не менее 500 000 лет сопутствует огонь.

От костра к паровой машине
Вс 05 января 2020, 09:00

Фото: история-вещей.рф


Человек поначалу не умел добывать огонь — он лишь пользовался тем диким огнем, который встречался в природе. Загорится от молнии лес — вот тебе и огонь. Прольется лавой оживший вулкан — пользуйся. Долгий и опасный был путь первобытного человека к цивилизации, с трудом давались ему открытия. Первобытные люди боялись огня, но понемногу они стали избавляться от этой зависимости, и одним из первых шагов в этом направлении стало само великое открытие. Первобытные люди грелись у костра, готовили на нём пищу. 

С тех далёких времён и до наших дней огонь днём и ночью служит человеку. Без огня люди никогда бы не смогли быстро ездить по земле, путешествовать по рекам и морям. В топках паровозов и пароходов сжигали уголь. Огонь нагревал воду, пар приводил в действие паровые машины. 

погода, чайковский район, 2019 год

Естественные науки своими корнями уходят в глубь веков. Первые контуры современных наук сложились в Древней Греции. Разделение труда в недрах рабовладельческого общества, возникшая демократическая форма правления способствовали познанию окружающего мира, зарождению основ наук. История создания паровой машины уходит вглубь веков. Еще в первом веке до нашей эры, одним из великих ученых древней Греции, Героном Александрийским был написан трактат «Пневматика». В нем описывались машины использовавшие энергию тепла. Им была изобретена реактивная паровая действующая машина (Эолипил), но практического применения еще не нашла.

Появлению паровой машины, которое в дальнейшем получило практическое применение, предшествовали опыты Дени Папена, врача из Франции. Несмотря на полученное медицинское образование, Дени Папен всю свою жизнь посвятил физике. Его первое серьезное изобретение - «Папенов котел» - скороварка. Опыты, проведенные им при создании скороварки, не прошли даром. Несмотря на не совершенство машины Папена, имела большое значение для дальнейшего развития паровых машин. 

погода, чайковский район, 2019 год

В 1712 году Томас Ньюкомен построил свою паровую машину, которая впитала в себя все идеи Папена и другого изобретателя Севери. Машина Ньюкомена уже могла работать непрерывно, но получилась очень громоздкой и требовала большого количества угля. Несмотря на все свои недостатки, машина была значительно совершеннее всех ее предшественников. Ее в течение 50 лет применяли на различных шахтах для откачки воды. Для того что бы понять насколько сильным прорывом было использование паровой машины для откачки воды, можно посмотреть следующий пример. В 1722 году, в Кронштадте в сухой док на ремонт был поставлен корабль. Паровая машина Ньюкомена выполнила работу по откачке воды за две недели. Традиционная же схема откачки с использованием ветряных мельниц потребовал бы целый год. Как видите разница впечатляющая. 

В 1763 году, Джеймсу Уатту, работавшему механиком в университете Глазго, предлагают починить паровую машину Ньюкомена. Достаточно быстро Уатт приходит к мысли, что машину можно усовершенствовать и в 1769 году Уатт получает свой первый патент. Уатт открыл путь к компактным паровым машинам, которые в скором времени изменят облик всего мира. 

погода, чайковский район, 2019 год

В России первую паровую машину изобрел и построил Ползунов Иван Иванович на Урале в 1766 году. На свет появился паровой двигатель. Пар привел в движение машины, совершившие промышленную революцию. Появились первые поезда и пароходы. 

С тех пор жизнь людей очень изменилась. К середине XIX столетия всю промышленность «двигал пар». Теперь все, от тканей до пушек, производили с помощью паровых машин. Эпоха паровых машин закончилась в 50-х годах 20 века. Она длилась больше 150 лет. Сегодня промышленность работает на электричестве. Но огромные изменения, происшедшие за последние два века, были начаты Джеймсом Уаттом и его паровым двигателем. Инженер, чьим именем была названа единица измерения мощности (ватт), считается одним из наиболее влиятельных людей в истории. Паровоз является одним из уникальных технических изобретений, созданных человеком, роль паровоза в истории трудно переоценить. Благодаря паровозам появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX веков, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, существует множество конструкций паровозов, но с середины 20 века паровоз уступил более совершенным локомотивам – тепловозам и электровозам, которые значительно превосходят по экономичности.

Многие сотни лет деревянные корабли под белыми парусами бороздили просторы морей. На них отважные мореходы обогнули Землю, проникли в арктические и антарктические ледяные моря, исследовали побережья всех материков, открыли в океане почти все острова. Однако в разных странах стали появляться смешные сооружения с дымной, стучащей, то и дело ломающейся паровой машиной и неуклюжими гребными колесами. Это были пароходы – представители первого парового транспорта, появившегося на земле, а потом и на воде. Никто и не думал тогда, что они станут соперничать с парусными кораблями. 

Пожалуй, первым пароходом, спущенным на воду, о котором широко известно в истории, был маленький пароходик (иначе его и не назовешь) «Пироскаф», построенный во Франции в 1783 году. Его паровая машина была настолько слабая, что даже при максимально развитой скорости он был способен лишь обогнать неторопливо идущего по берегу пешехода. Только в 1807 году упорный американский изобретатель Роберт Фултон после многочисленных попыток и испытаний, построил первый в мире колесный пароход «Клермонт», который начал курсировать по реке Гудзон из Нью-Йорка в Олбэни со скоростью 5 узлов (около 9 км/час). После этого очень скоро паруса были вытеснены паровой машиной, т.к. при всех своих недостатках пароходы обладали важным достоинством: скорость их движения не зависела от направления и силы ветра. 

погода, чайковский район, 2019 год

Первый пароход, построенный в России, назывался «Елизавета» (длина 18 м, мощность 4 л.с.). Испытания парохода прошли в сентябре 1815 г. в бассейне у Таврического дворца в Петербурге. В газете того времени появилось следующее описание этого события: «Судно сие полтора часа ходило по разным направлениям в круглом, напротив дворца, бассейне, которого диаметр не превосходит сорока сажен. Удобное движение столь большого судна в таком малом пространстве воды представляло приятное зрелище и показывало, сколь оно удобно в управлении. Новость сего явления, местоположение и прекрасная того дня погода привлекли туда необыкновенное множество зрителей». В ноябре пароход отправился первым рейсом в Кронштадт. Паровое судно показало скорость до девяти километров в час и благополучно завершило переход за три часа и двадцать минут. Это удивило петербуржцев, так как военный «пассажбот» на веслах проходил то же расстояние за целые сутки. Пароходство развивалось очень быстро. 

К 1850 году по русским рекам и морям плавало уже сто сорок пароходов. Первые пароходы на Каме появились в 1839 г. С 1846 г. началось их регулярное движение, что оказало огромное влияние на жизнь местного населения и деятельность прикамских заводов, поскольку они получили удобное сообщение с другими промышленными и торговыми центрами. Для Камского судоходства нужен был флот. Учитывая спрос на речные суда, Воткинский завод открыл судостроительную верфь. 

погода, чайковский район, 2019 год

По уровню оснащенности техникой Воткинский завод считался передовым на Урале. Академик В.П. Безобразов, посетивший Камские заводы в 1867 году, записал: «… техника на Воткинском заводе доведена до европейского совершенства… он имеет большое значение вследствие своих заводских сооружений и совершенства технических производств, ставящих его в этом отношении бесспорно на первое место между всеми казенными заводами Урала». Первый железный пароход «Астрабад» был построен на Воткинском заводе для Астраханского порта и спущен на воду весной 1848г. Закладка судов производилась летом или осенью, а в течение зимы заканчивалась клепка их корпусов и возведение надпалубных построек. 

С наступлением весеннего половодья реку перегораживали временной перемычкой, вода выше нее подымалась, и пароходы всплывали, а затем, по большой воде Вотки и Сивы, бурлаки из рабочих на расчалках (канатах) приводили их в Каму. Для этого требовалось много народу. Поэтому на время сплава пароходов заводские работы частично приостанавливали. В первые десятилетия существования верфи судов на ней изготовлялось немного. С 1846 по 1886 год их сделали всего около ста. Но с 1886 года в связи с общим подъемом промышленного производства в стране судостроение значительно расширяется, и в начале этого столетия на заводе ежегодно изготовлялось в среднем восемь-десять, а между 1913-1918 гг. шестнадцать-семнадцать самоходных и несамоходных судов. Здесь строили пароходы пассажирские, буксирные, морские шхуны, баркасы, баржи, плашкоуты, шаланды, дебаркадеры, плавучие подъемные краны и землечерпательницы. Чтобы избежать дорогостоящего сплава пароходов по рекам Вотке и Сиве в Каму. В начале 20в. был построен в районе пристани Галево судостроительный завод. Но просуществовал он всего три года и был закрыт, так как, с одной стороны, место для него выбрали неудачно, а с другой – перенести все производство из Воткинска на Каму оказалось невозможно.

Сила пара оказалась настолько велика, что могла не только приводить в движение могучие локомотивы, да и отдала толчок целой промышленной революции. Паровые машины навечно стали настоящими двигателями прогресса, позволившими неоднократно увеличит добычу нужных ископаемых, выплавку металлов, создание различной промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемы и скорости сухопутных и водных грузовых и пассажирских перевозок. Масштабные перемены, вызванные широким распространением паровозов, были настолько огромны, что можно сказать без преувеличения — они изменили облик мира. До изобретения железных дорог важнейшие промышленные города лежали у морского побережья или на судоходных реках. Главным транспортным средством служили парусные суда. Внутри страны перевозка грузов происходила гужевым транспортом, причем во всех странах дороги находились в очень скверном состоянии. При отсутствии дорог не могла развиваться промышленность. Многие территории, имевшие полезные ископаемые, были обречены на бездеятельность. Переход к паровому транспорту привел к значительному увеличению скорости передвижения и грузооборота, и что цена перевозки заметно снизилась. Самые отдаленные местности оказались вскоре связаны железными дорогами с промышленными центрами, портами и источниками сырья, вовлечены в общий ритм экономической жизни. Расстояние перестало быть препятствием, и промышленность получила мощный стимул к своему развитию. Не замечать влияния науки и техники на любые сферы жизни - большая ошибка.

Валериан Чупин

Источник информации: Чайковские.Новости



Добавить комментарий

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Популярные новости

Где в Прикамье больше всех голосовали против поправок в Конституцию

Где в Прикамье больше всех голосовали против поправок в Конституцию

В Пермском крае обозначены территории, где больше всех проголосовали против поправок в Конституцию РФ.  Предварительные итоги голосования опубликованы на сайте краевого избиркома.

Чт 02 июля 2020, 15:47
Комментариев: 3

Коронавирус в Чайковском: 3 июля новых заболевших нет

Коронавирус в Чайковском: 3 июля новых заболевших нет

По данным регионального минздрава на 13.00 ч. 3 июля  в Чайковском новых случаев заражения COVID-19 не зарегистрировано, о выздоровевших так же не сообщается. 

Пт 03 июля 2020, 13:17
Комментариев: 0

Новые законы: Повышение услуг ЖКХ и отмена знака «Инвалид»

Новые законы: Повышение услуг ЖКХ и отмена знака «Инвалид»

В июле вырастут тарифы ЖКХ, с граждан снимается повинность по поверке электросчетчиков, все регионы смогут вводить налог для самозанятых, и отменяется автомобильный знак "Инвалид". О новых законах в обзоре "РГ".

Пт 26 июня 2020, 11:50
Комментариев: 31

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 8 июля

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 8 июля

По данным регионального минздрава, за минувшие сутки в Чайковском новых случаев заражения COVID-19 не зарегистрировано.

Ср 08 июля 2020, 13:40
Комментариев: 0

Фотофакт: В Чайковском столкнулись кроссовер и рейсовый автобус

Фотофакт: В Чайковском столкнулись кроссовер и рейсовый автобус

Авария произошла сегодня, 15 июня, в селе Ольховка Чайковского городского округа.

Пн 15 июня 2020, 11:00
Комментариев: 0

Коронавирус: обстановка в Чайковском на 15 июня

Коронавирус: обстановка в Чайковском на 15 июня

По данным министерства здравоохранения Пермского края, за минувшие длинные выходные в Чайковском количество заболевших COVID-19 увеличилось на одного, а число выздоровевших - на пять.

Пн 15 июня 2020, 14:37
Комментариев: 0

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 9 июля

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 9 июля

По данным регионального минздрава, в Чайковском за минувшие сутки ситуация с коронавирусом не изменилась.

Чт 09 июля 2020, 13:01
Комментариев: 0

Коронавирус в Чайковском: за выходные +4

Коронавирус в Чайковском:  за выходные +4

По данным регионального минздрава за прошедшие два дня выходных  в Чайковском выявлено четыре  новых случая заражения COVID-19. Коэффициент заражаемости в целом по региону снизился до 0,79.

Пн 29 июня 2020, 11:18
Комментариев: 5

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 9 июля

По данным регионального минздрава, в Чайковском за минувшие сутки ситуация с коронавирусом не изменилась.

Чт 09 июля 2020, 13:01
Комментариев: 0

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 8 июля

По данным регионального минздрава, за минувшие сутки в Чайковском новых случаев заражения COVID-19 не зарегистрировано.

Ср 08 июля 2020, 13:40
Комментариев: 0

Коронавирус в Чайковском: обстановка на 7 июля 2020 года

По данным регионального минздрава, за минувшие сутки в Чайковском новых случаев заражения COVID-19 не зарегистрировано, количество выздоровевших также не изменилось.

Вт 07 июля 2020, 13:27
Комментариев: 0

Заметки путешественника: 1300 км. по Пермскому краю

Лето – пора путешествий. Хорошо! Для вас открыты все пути и направления. Что делать тем, у кого всего три выходных дня, небольшой бюджет и огромное желание получить новые эмоции и впечатления? Ответ прост – путешествовать по Пермскому краю, как корреспондент логотип чайковские.рф!

Ср 27 июля 2016, 12:58
Комментариев: 10

Чайковские.НОВОСТИ оперативно сообщают последние новости в г. Чайковский и другие важные события в Чайковском муниципальном районе и городе.

 18+ 

Пользовательское соглашениеСоглашение о конфиденциальности информации

Сетевое издание "Чайковские.рф" (Chaikovskie.ru). Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56572 от 26.12.2013 г. Учредитель и издатель Общество с ограниченной ответственностью "Мегаарт".
Адрес редакции: 617760, Россия, Пермский край, город Чайковский, ул. Ленина, д. 45 оф. 54. Телефон редакции: +7 (34241) 22 345.
Адрес учредителя: 617760, Россия, Пермский край, город Чайковский, ул. Ленина, д. 45 оф. 54. Телефон: +7 (34241) 22 400.

Распространяется бесплатно. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и сообщениях пользователей сайта. Редакция не предоставляет справочной информации. Материалы обозначенные символом PR распространяются на платной основе.

©2013 Чайковские.рф
Перепечатка материалов допускается с разрешения редакции с обязательным указанием прямой ссылки на сайт chaikovskie.ru