История Сайгатки: о храмах и вере
Город Чайковский вырос на месте села Сайгатка, известного с 1646 г. «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится, когда забывает свою историю», - говорил Ф. Абрамов. Чтобы помнили и знали историю малой Родины совместно с краеведом Олегом Кустовым запускает цикл статей о селе Сайгатка и его жителях.
Фото: Олег Кустов
По одной из версий название села Сайгатка и одноименной речки происходит от того, что в незапамятные времена здесь водились дикие козы сайги. Например, остров на Каме, который расположен напротив Ольховки, называется Козий. В детстве, помню, мы туда ездили на моторной лодке собирать ежевику.
Однако, по другой версии слово «сайгат» является тюрко-язычным и пояснение ему дается в «Истории Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), известного русского историка и литератора – один из русских князей ходил в булгары на р. Каму получать «сайгат», т.е. дань.
Вначале здесь была деревня из 4 домов, которая возникла в начале XVII века и первое упоминание о ней сделано в 1646 г. Это перепись Осинской слободы Казанского уезда, произведенная Казанским воеводой Т. Ф Бутурлиным. Сайгатка тогда относилась к Сарапульскому уезду Осинского Преображенского монастыря. В деревне проживали Митка Ондреев, Елисейко Иванов, Сенька Олексеев, Власко Федоров с семьями – всего 17 человек.
Первое поселение было, по утверждениям старых людей, на горе, т.е. налево от дороги, ведущей на очистные сооружения. Сейчас это место занято садами-огородами. По рассказам, уже в советское время там находили различные старинные предметы, включая медные квадратные деньги и украшения [3].
(Квадратные деньги Екатерины I чеканились на Екатеринбургском монетном дворе в 1725-27 гг., являются нумизматической редкостью).
В 1650-х гг. в Москве начался раскол в Русской православной церкви, который был связан с реформой патриарха Никона на внесение изменений в богослужебные книги и некоторые обряды. Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича (1629-1676) и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах.
В результате этого древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, были признаны не православными, раскольническими и еретическими. На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками (староверами, старообрядцами).
Это вызывает бунт в народе. Восстает Соловецкий монастырь, и туда отправляют стрельцов, которые разоряют древний храмовый комплекс. В стране начинается религиозная война. Сотни людей, уличенных в приверженности к «старой» вере, безжалостно уничтожают. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же людей — за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей. За 15 лет самой активной борьбы со старообрядцами примерно 20 000 человек погибли в самосожжении [5].
Этим трагическим событиям в истории России посвящена знаменитая картина русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) «Боярыня Морозова». Начинается бегство людей в отдаленные края России – на Урал и в Сибирь.
Современная территория Чайковского, Еловского и Куединского районов — это основная территория проживания старообрядцев. До середины XVIII века на территории современного Чайковского района по течению реки Камы было не более 10 населённых пунктов. Главным, из которых было село Сайгатка, форпост между Осой и Сарапулом.
В XIX веке Пермская губерния стала крупнейшим центром старообрядчества. Правительство Николая I, опасаясь, что православные приходы и храмы опустеют, пыталось разрушить основу раскола посредством экспроприации его имущества и разгрома его организаций — как благотворительных, так и богослужебных.
Именно при правлении Николая I в Сайгатке строится новый православный храм, вполне возможно, что это произошло в рамках «борьбы со староверами». Прежняя деревянная церковь, построенная в первой половине XVIII века, была разобрана в 1826 г. В 1828 г. заложена каменная и построена в 1839 г. Это было первое в селе кирпичное здание – церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Однопрестольный храм с колокольней, покрыт железом, огражден кругом каменною с деревянными решетками оградою.
Интересно, что из числа монет, найденных на сайгатских огородах, есть и монеты, относящиеся к этому времени. Это медные монеты: ¼ копейки серебром 1841 г., 1 копейка серебром 1840 г. и 10 копеек 1833 г. Знакомые находили 5 копеек 1837 г. Все они отчеканены на Екатеринбургском монетном дворе. Монета 10 копеек найдена лично мной при копке траншеи во дворе дома в мае 2018 г. Эта пока самый крупный найденный экземпляр, ведь ее диаметр 42 мм. На аверсе монеты двуглавый орел с крыльями, опущенными вниз – это так называемая «масоннская монета» и выпускалась она с 1830 по 1839 годы.
В 1826 году в Пермской губернии насчитывалось 112 354 старовера обоего пола. По результатам отчёта С. Д. Нечаева, направленного в губернию для «исследования» раскола, в 1828 году была учреждена Пермская духовная миссия для обращения раскольников в Православие. Однако, несмотря на все усилия миссионеров официальной Православной Церкви, Пермская губерния, как и прежде, занимала по числу староверов одно из первых мест в Российской империи. Главным успехом миссии стало развитие единоверческой церкви. Внешней поддержкой раскола долго служили раскольнические часовни и молельни в селах Дубровском, Сайгатке и деревнях Аманеевой, Букоре, Шагирте, Альняше и Ошье.
Так еще в конце XVIII века священник Савинского прихода П. Пономарёв отмечал, что «деревня Альняш представляет из себя селение в 130–150 дворов, из которых православных только два дома, остальные же раскольничьи…[ 2].
Октябрь 1917г. принес бурю в обе столицы и почти не отозвался в губернских городах. А в жизнь российских окраин вообще не внес заметных перемен. Трагедия сельских приходов началась с установлением новой власти на местах, с начальственной ликвидацией земств и крестьянского самоуправления, ломкой всего жизненного уклада народов России. Государственное содержание духовенства прекратилось. Подаяния прихожан из-за тяжелого материального положения и резко враждебного отношения новой власти к религии вообще сократились и стали нерегулярны. Молох Гражданской войны, в которой победившая сторона всегда права, но проигрывает и страдает весь народ, тяжелой колесницей прокатился и по Пермской епархии [4].
По имеющимся сведениям, церковь Николая Чудотворца была закрыта 24.01.1940 г. и разрушена вначале 1950-х гг. Как примерно выглядел храм можно судить по единственной известной пока фотографии 1940-х гг. Фото я получил от Гудковой (Балабановой) Евгении Кирилловны (1923-2003), бабушкиной родной сестры. Были еще около десятка фотографий этого района Сайгатки, но они, к сожалению, не сохранились. Очень похожа на Сайгатскую Ильинская церковь в селе Орда Ординского района Пермского края, построенная примерно в то же время.
В 1960-х гг. в районе разрушенной церкви была «танцплощадка», церковный подвал еще был цел. Нельзя замалчивать и тот факт, что в пределах церкви было кладбище, на котором хоронили батюшек, церковных служителей. Но потом про это «забыли», сейчас на этом месте частный сектор и люди, получается, дома построили на костях…
В 1980- х гг. в бывшей Сайгатке (ул. Гагарина) жил один мужчина, он был ветеран Великой Отечественной Войны. Лицо у него было немного «перекошенное», я думал, что это последствия ранения, но бабушка мне рассказала, что когда решался вопрос о сносе храма (интересно, кто отдал такой приказ), он больше всех кричал, чтобы церковь сносили. «Вот его Бог и наказал», - так сказала бабушка Мария Кирилловна.
Кирпичи местные жители растащили на хозяйственные нужды, не пропадать же «добру»… Интересно, что мой дед Кустов Михаил Иванович построил дом в Сайгатке в 1953 г. Осенью он уехал в Ташкент с отчетом, так как работал главным бухгалтером в Узбекском леспромхозе. По «какой-то причине» печная дымовая труба на чердаке рухнула. Моя вторая бабушка Кустова Минадора Григорьевна наняла печника, который восстановил трубу, но уже была почти зима, холод и она получилась немного кривая. В 2012 г. я разобрал старую печь и эту трубу, и мы поставили новую. Так вот при сортировке старых кирпичей попадались «нестандартные» кирпичи большого размера. Отец сказал, что это кирпичи с сайгатской церкви…
На сайгатских огородах помимо монет, винтовочных гильз и других предметов находились и нательные крестики. Может быть, они терялись, возможно, преднамеренно выбрасывались, но это старообрядческие крестики XVIII – начала XX вв.
Предки по материнской линии Балабановы были старообрядцами, в церковь они не ходили, молились «сами». Маму, например, несмотря на советские времена, крестили в специальной кадушке в доме Щелкановых, и Григорий Ефимович Щелканов был ее крестным.
Как мне рассказывали родственники, несмотря на то, что церковь в селе закрыли, а потом снесли, какие-то службы проводились. Был батюшка по фамилии Горохов, но все его называли «Горошинка». На старом сайгатском кладбище рядом с современными очистными сооружениями была деревянная часовенка, было это еще в 1950-е гг.
В 1988 году в одном домов бывшей Сайгатки приход был возрожден. Дом этот строил некий мужчина, бывший шахтер. Помню, мы ходили за грибами в район «Снежинки», проходили мимо, а он как раз месил раствор. Дом строил из каких-то блоков и кирпичей – по тем временам это было не обычно, т.к. все дома в округе были деревянные. Когда дом стал церковным, его перестроили под богослужения, позже была построена каменная колокольня. Храм стал называться Свято-Никольским. В ноябре 1990 г. деда Михаила Ивановича не стало, и обряд отпевания как раз должен был проходить в этом храме. Но поскольку внутри велись еще какие-то строительные работы, то все проходило на улице перед храмом. До этого я никогда не участвовал в таких обрядах и это был своеобразный шок и потрясение.
16 января 2010 г. в Свято-Никольском храме случился пожар, возгорание произошло ранним утром незадолго до церковной службы. Основной причиной пожара стало короткое замыкание электрического провода. К сожалению, храм не был восстановлен и закрыт. Было принято решение о строительстве нового храма. В октябре 2011 года на территории дендрария был установлен крест, а на следующий год началось строительство [1, 6].
Раньше церкви сносили, а иконы сжигали.
Раньше нас не за что на расстрелах «косили».
А теперь оказалось, что нам просто наврали.
А теперь оказалось, мы обмануты были.
Поезда все ушли, мы, увы, опоздали.
И соседей своих мы, увы, не догнали.
Мы топтались на месте и о чем-то кричали,
А о чем мы порой даже сами не знали.
А теперь мы ошибки свои осознали.
И по шпалам бежим в те далекие дали,
О которых когда-то нам так распевали.
И которых, увы, мы еще не видали.
Проклинаем всех тех, кто нам все обещали.
И не любим уже, кого раньше любили.
Снова церкви возводим, да кресты с куполами
Поднимаем на храмы, что давно осквернили.
2 марта 1990 г.
Выдающийся русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) писал: “В несчастье яснеет истина. Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор, и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовию говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, – то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиною. Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех её зол”.
Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех её зол… История Сайгатки неразрывно связано с верой, храмами и любви к Родине. Русские старообрядцы одними из первых осваивали эти земли, храм в селе был одним из главных источников просвещения простых крестьян, по сохранившимся метрическим книгам мы можем почерпнуть информацию по нашим предкам, по событиям истории наших мест мы должны извлечь для себя уроки, изменить отношение к себе и к Богу.
Олег Кустов
Литература:
1. Владимирова Е. Пожар в Свято-Никольском храме // Частный интерес, № 3 (593), 21 января 2010 .
2. Санникова Е.А. История старообрядчества Пермского края.
3. Щелканов И. Сайгатка – место получения дани // Огни Камы, 1 апреля 1997.
4. Якунцов В. Рождество–Богородицкая церковь // ПрикамКонтакт,15 августа 1998.
5. Русская инквизиция. Гонения на старообрядцев.
6. Храму в Сайгатке быть! https://chaykovskiy.bezformata
Источник информации: Чайковские.Новости
Комментарии (1)
Добавить комментарийВсе комментарии
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Популярные новости
В Татарстане зафиксирована атака двух беспилотников
Взрывы прогремели в особой экономической зоне Алабуга
В конце апреля россиян ждёт шестидневная рабочая неделя
Часть первомайских выходных перенесена на апрель
В Чайковском помнят подвиг героев
Сегодня, 29 марта, день памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших под селением Джани-Ведено
Чайковские хоккеисты возвращаются с победой
Команда «Темп» стала победителем чемпионата России и первенства ПФО по хоккею
В частном секторе будет возобновлён подомовой сбор мусора
С 22
апреля в Завьяловском, Сайгатском микрорайонах и на Заре-2 по просьбам жителей будет возобновлён подомовой сбор мусора
Около 14 миллионов рублей переплатили жители Пермского края за коммунальные услуги
По требованию прокуроров были пересмотрены платежи за ЖКХ для 2,5 тысячи пермяков
Правонарушителей хватает как среди водителей, так и среди пешеходов
С 25 по 31 марта на территории Чайковского городского округа сотрудниками Госавтоинспекции пресечено более 330 нарушений Правил дорожного движения
Чайковские туристы в составе Пермской сборной на пьедестале почёта
Всероссийские соревнования по спортивному туризму
на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях завершились победой сборной
Пермского края
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
В Чайковском округе стартовал сезон субботниковВ течение месяца коллективы предприятий и учреждений, гаражных и садоводческих кооперативов, общественных организаций, индивидуальные предприниматели и все неравнодушные жители могут присоединиться к уборке городских и сельских территорий
Чт 18 апреля 2024, 16:30
Комментариев: 5
|
Свалку в Фоках ликвидируют до конца годаВ 2024 году в Прикамье в списке на уничтожение 11 крупных свалок, в том числе в селе Фоки Чайковского округа
Чт 18 апреля 2024, 15:22
Комментариев: 0
|
В Чайковском историко-художественном музее прошёл урок мужестваУчастником урока «Для сынов Отечества пример» стал ветеран СВО Денис Домрачев
Ср 17 апреля 2024, 18:40
Комментариев: 0
|
Ученые назвали крупы, помогающие похудетьРегулярное включение в рацион бобовых (одной порции фасоли, гороха, нута или чечевицы в день) помогает добиться небольшого, но устойчивого снижения веса, показало новое исследование, результаты которого опубликованы в издании The American Journal of Clinical Nutrition, сообщает РГ.
Чт 31 марта 2016, 12:25
Комментариев: 5
|