Электромагнетизму 200 лет
Удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом. Но до открытия электромагнетизма в 1820 году еще было очень далеко.
Фото: wikimedia.org, abnews.ru
Впервые явления, которые сегодня называют электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции. Древнегреческий философ Фалес Милетский в VI веке до нашей эры отмечал способность янтаря, натертого мехом или шерстью, притягивать пушинки и другие легкие тела. От греческого названия янтаря – «электрон» – это явление стали называть электризацией. Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством. Современную жизнь невозможно представить без электричества и тепла. Материальный комфорт, который окружает нас сегодня, как и дальнейшее развитие человеческой мысли накрепко связаны с изобретением электричества и использованием энергии.
Еще три века назад ученые почти ничего не знали об электричестве. Франклин Бенджамин (1706 - 1790) в 1752 году просто доказал, что молния и крошечные электрические искры — это одно и то же. Определение электрической природы молнии позволило Франклину осуществить одно из главных изобретений своей жизни - громоотвод (сейчас его более правильно называют молниеотводом). Далее произошло создание конденсатора - «Лейденской банки», устройства для хранения статического электричества в Лейденском университете в 1746 году. А в России, в это же время, учёные Г. В. Рихман и М. В. Ломоносов проводили работы по изучению атмосферного электричества.
Французский инженер Шарль Кулон (1736-1806) в 1785 году установил один из фундаментальных законов природы: закон взаимодействия электрических зарядов.
Первым шагом по изучению электрического тока стало создание в 1800 году первого источника постоянного тока (батарейки). Этим изобретением итальянский физик, химик и физиолог (а также, граф) Алессандро Вольта (1745-1827) запустил целую революцию.
Начались эксперименты с электричеством. Первооткрывателем же этого общеизвестного явления был датский физик Ханс Кристиан Эрстед (1777 - 1851). В течение 20 лет он искал связь между электричеством и магнетизмом. В феврале 1820 года во время чтения лекции студентам ученый показывал нагревание проволоки с помощью электричества. Поблизости от нее случайно находился компас. Один из студентов подсказал профессору, что его стрелка реагирует на замыкание/размыкание электрической цепи, поворачиваясь в разные стороны. Так произошло великое открытие, которого ждали два десятилетия с момента создания первого источника электротока Вольтой. Уже в июне 1820 года Эрстед печатает на латинском языке небольшую работу под заголовком: «Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку». После своего открытия Эрстед стал всемирно признанным учёным. Он был избран членом многих наиболее авторитетных научных обществ: Лондонского Королевского общества, Парижской Академии, а в 1830 году его избрали почетным членом Петербургской Академии Наук.
Сам Ханс Кристиан Эрстед был неординарной личностью. Родившийся в бедной семье в датском захолустье - на острове Лангеланд - он не имел возможности ходить в начальную школу, но учился всему, чему мог, от окружающих его людей: от парикмахера - немецкому, от пастора – грамматике, от приезжего студента - геологии. Помогая отцу в аптеке, он увлёкся химией и впоследствии стал хорошим фармацевтом. Он самостоятельно подготовился к экзаменам и поступил в университет, и, в конце концов, прославил своё имя и маленькую Данию на весь мир своим открытием.
Открытие Эрстеда подтолкнуло других ученых к новым исследованиям. Через 10 лет 1831 году Майкл Фарадей (1791-1867) открыл явление электромагнитной индукции, с помощью мотка проводника и постоянного магнита получил электрический ток. Его открытие лежит в основе получения электроэнергии на всех современных электростанциях. Единица электроемкости в системе СИ — постоянная Фарадея, названа в его честь.
Французский физик Андре Мари Ампер (1775-1836), работавший по электромагнетизму заложили основы создания электрических двигателей. Единица тока в системе СИ — ампер, названа в его честь.
Георг Симон Ом (1789-1854), немецкий физик, открыл закон, названный его именем. В системе СИ единица сопротивления — Ом, названа в его честь.
Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) шотландский математик и физик, обобщил все открытия, сформулировал систему уравнений об основных законах электричества и магнетизма, названную уравнениями Максвелла.
Первый практически пригодный электродвигатель был создан петербургским профессором Борисом Семеновичем Якоби (1801-1874) в 1834 г. Б.С. Якоби принадлежал к числу тех иностранных ученых, которые по приглашению приехали в Россию и связали с ней свою творческую жизнь. Мориц Герман Якоби принял русское имя и прожил в России 39 лет до конца своих дней. Сначала он работал в Дерпте (ныне Тарту), а потом в Петербурге, с 1839 г. «состоял в Петербургской академии наук», а с 1865 г. был избран академиком по физике. Во время первых испытаний катер двигался по Неве со скоростью 2 км/ч на расстояние 7 км по течению и против течения. Это был первый в мире опыт практического применения электродвигателя для движения судна. Комиссия, учрежденная для испытания «электрического бота» Якоби, признала успех сенсационным и рекомендовала «увеличить мощность» гальванических батарей. Публичные испытания «электрического бота» состоялись в августе 1839 г. и вызвали восторженные отклики зрителей и статьи петербургской газете «Северная пчела» (сентябрь 1839 г.). В статье с весьма оптимистическим заголовком «Новые успехи на поприще электромагнетических опытов и радостные надежды в будущем» газета писала: «Человек до шестидесяти ученых, литераторов и любителей наук (в том числе несколько высших сановников) собрались на Петровском Острове, чтобы быть свидетелями новых опытов над применением электромагнетической силы к судоходству. Катер с 12 человеками, движимый электромагнетической силой (в 3/4 силы лошади), ходил несколько часов против течения при сильном противном ветре».
России принадлежит слава применения теории в практике. Новый более мощный двигатель быстрее вращал гребные колеса, и скорость движения катера увеличилась до 4 км/ч. Анализ истории развития электрических машин показывает, что первым практическим устройством был электродвигатель. Массовое практическое применение электродвигателей оказалось невозможным из-за неэкономичности источников электрического тока – гальванических батарей. Поэтому во многих развитых странах начинаются интенсивные исследования с целью решения этой актуальной проблемы.
Практически электрическое освещение в России появилось в 1879 на Литейном мосте в Петербурге, а официально — в 1880, с созданием 1-го электротехнического отдела, занимавшегося внедрением электричества в экономику государства. В 1881 Царское село было освещено электрическими фонарями. Лампы накаливания в Кремле в 1881 г осветили вступления на трон Александра III.
Прообраз российской энергосистемы был создан в 1886 г с основанием промышленно-коммерческого общества. В его планы входила электрификация населенных пунктов: улиц, заводов, магазинов и жилых домов. Первая крупная электрическая станция начала свою работу в 1888 г. в Зимнем дворце и на протяжении 15 лет считалась самой мощной в Европе. К 1917 г. в столице уже было электрифицировано около 30% домов. Огромное значение для развития энергетики Советской России и СССР имеет Ленинский по плану ГОЭЛРО принятого 22 декабря 1920 года. Этот день до сих пор отмечается в России и странах СНГ, как День энергетика.
Самая первая тепловая электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО в 1922 году, называлась «Уткина заводь». В день пуска участники торжественного митинга переименовали ее в «Красный октябрь», и под этим именем она проработала до 2010 года. Самая первая гидроэлектростанция, построенная по плану ГОЭЛРО – Волховская ГЭС. Ее ввели в эксплуатацию 19 декабря 1926 года. Станция и сегодня продолжает исправно работать, являясь неотъемлемой частью энергосистемы Северо-Запада. Этот план позволил России стать мощной энергетической державой.
Валериан Чупин
Источник информации: Чайковские.Новости
Комментарии (2)
Добавить комментарийВсе комментарии
Автомобильные потоки разделят тросовыми ограждениями
На автодороге Воткинск-Чайковский появятся тросовые ограждения, которые позволят разделить движущиеся автомобильные потоки.
Чайковские пловцы вернулись с медалями
С 26 по 28 января 250 спортсменов из 15 территорий края боролись в спортивном комплексе «Олимпия» за право представлять регион на Чемпионате и Первенстве Приволжского федерального округа, а также на Чемпионате и Первенстве России.
На выплату в размере 15 600 рублей могут претендовать не все
Получить денежную выплату в размере 15 600 рублей сможет только ограниченная категория пенсионеров.
Учитель на миллион
В Пермском крае продолжает реализовываться программа «Земский учитель». В Чайковском уже знают, как она работает, и надеются, что на одну из преподавательских вакансий снова придёт участник этой программы, как было в 2020 году.
Равняемся на долгожителей!
В 2021 году 69 жителей Прикамья встретят вековой юбилей. Причем мужчин из них — только одиннадцать. Один долгожитель проживает в Чайковском округе.
Жилье может ощутимо вырасти в цене
Средняя стоимость квадратного метра жилья в Пермском крае может вырасти на 15 процентов.
Официально: виновник ДТП был пьян
Как и предполагалось ранее, водитель автомобиля «Шевроле», совершившего наезд на пешеходов в Чайковском, на улице Вокзальная, на нерегулируемом пешеходном переходе, днём 6 февраля 2021 года был в состоянии опьянения.
Детские площадки идут под снос
Жители Чайковского заметили в своих дворах спиленные качели. Они удивились такому вандализму и спрашивают в соцсетях, что происходит.
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
В Прикамье разыскивают подозреваемого в убийстве женщины и её детейВ Пермском крае разыскивается мужчина, подозреваемый в убийстве с особой жестокостью женщины и её детей.
Ср 03 марта 2021, 11:06
Комментариев: 4
|
В последний день зимы в Чайковском произошло ДТП28 февраля около 18.40 часов в районе дома № 10 по ул. Мира произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадал один человек.
Вт 02 марта 2021, 14:53
Комментариев: 2
|
Наш дорогой президентСамым дорогим изображением главы государства за последние годы, приобретённым на тендере, стал баннер «Путин» размером 5,2 на 3,3 метра, приобретенный чайковским СК «Темп».
Пн 01 марта 2021, 16:53
Комментариев: 14
|
10 лучших продуктов для иммунитетаШколы Перми и Березников закрылись на карантин. Для того, чтобы чайковцы остались "в строю", в рацион, как детский, так и взрослый, следует включить несколько полезных продуктов.
Чт 13 марта 2014, 08:39
Комментариев: 3
|