Какой у вас цвет волос?

Где начало наук?

«Возвратись душой к истокам, в мир, где ясным, мудрым слогом смертный вел беседу с богом, обретал без мук, без боли, свет небес в земном глаголе...» (Гете, Лирика, М., 1966 г., С. 121). Естественные науки своими корнями уходят в глубь веков.

Где начало наук?
Вс 10 января 2021, 09:21

Первые контуры современных наук сложились в Древней Греции. Разделение труда в недрах рабовладельческого общества, возникшая демократическая форма правления способствовали познанию окружающего мира, зарождению основ наук. Греки в античные времена избегали всего того, что делает жизнь формальной, неподвижной, менее интеллектуальной. Они стремились не допускать тиранов к власти, сторонились жестокой государственной власти, единой религии, наслаждаясь новыми мыслями, предметами, искали новые способы выражения чувств, мыслей. Они утверждали себя в спорах на общих собраниях, в соревнованиях на Олимпийских играх. Их открытое мышление, независимость духа, свобода от тягот материального производства позволила им развить уникальный талант, создать целую культуру.

Если наука и имеет начало, то ее началом нужно признать физику. Если физика имеет начало, то пошла она из древней Греции, а именно из Милета. Именно в этом городе Малой Азии родился Фалес, в настоящее время признаваемый отцом всех наук. Фалес Милетский (ок. 625 – ок. 547 до н.э.) - первый из семи мудрецов; древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель Милетской школы; он – первый математик и физик, основатель геометрии, военный инженер лидийских царей. Фалес имел титул одного из 7 мудрецов Греции, он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Один из образованных людей своей эпохи. Где он мог получить образование? Тогда школ еще не существовало, первую школу он открыл. Семья его была отнюдь не бедной, так что Фалес в молодости много путешествовал, был в Вавилоне и Египте и общался с местными мудрецами.

Это время пытливых, вдумчивых, наблюдательных людей. Мир в те времена видели не из окон вагонов или с высоты воздушных лайнеров и в безделье, а в углубленном, сосредоточенном жизневосприятии. Человек не наблюдал мироздание, а жил в нем. Странно, но в наш век, мы утратили любопытство к миру, путешествия стали развлечениями, а не открытием мира или исследованием. Путешествия и самообразование вот его школа.

Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы была милетская школа, которая возникла в среде греков Малой Азии, в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса. Представителями данной школы являлись Фалес и его ученики: Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

По легенде: однажды к мудрейшему Фалесу Милетскому пришла его дочь и принесла ему свое веретено, сделанное и ценнейшего электрона. Так древние греки называли янтарь. Чем привлекал янтарь? Теплый камень, удивительной красоты, обладал одним необычным, располагающий к философским построениям свойством – он мог притягивать! В Элладу его долгими морскими путями привозили финикийские мореплаватели, которые на своих кораблях ходили в далекие северные моря. Стоил электрон невероятно дорого, но Фалес не пожалел для любимой дочери красивого веретена. Дочка была в отца и отличалась живым умом и наблюдательностью. Она рассказала ему, что нечаянно уронила свое веретено и когда, хотела оттереть его от пыли сора, то с удивлением заметила, что чем больше она терла, тем сильнее пылинки притягивались к янтарю. И не только пылинки, но и нитки. Фалес Милетский был выдающимся ученым своего времени и это необычное явление сразу привлекло его внимание. Не один день он провел в размышлениях о причинах столь необычного притяжения. От греческого названия янтаря – «электрон» – это явление стали называть электризацией. Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством. Вот здесь и начало науки об электричестве. Современную жизнь невозможно представить без электричества и тепла.

О личной жизни Фалеса Милетского сохранилось мало информации - в источниках о нём противоречивые сведения. Согласно одним, мужчина оставался одиноким до конца жизни. Вторые сообщают, что математик был женат. Чтобы завершить портрет Фалеса, необходимо добавить, что он был также искусным инженером и талантливым политиком. Так, будучи на службе у царя Креза, он пустил реку Галис по новому руслу, а также снова и снова призывал своих соотечественников к тому, чтобы объединить полисы, дабы противодействовать угрозе персидского нашествия, которое он предвидел. (Греки, к сожалению, эти призывы проигнорировали).

В эпоху, когда Греция начала пробуждаться после темных веков, Фалес стал одним из первых ее признанных мудрецов. Фалес сторонился государственных дел и вообще жил скромно и одиноко. На всю Грецию он прославился после того, как в 585 году до н.э. смог предсказать солнечное затмение. Оно произошло точно в указанный Фалесом срок, что повергло его соотечественников в шок. Он ввёл календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего 5 дней выпадали так, как это было принято в Египте. Одно из самых глубокомысленных изречений, «Познай себя», начертанное при входе в Дельфийский храм, также приписывают Фалесу.

Предположительно, математик прожил долго и умер, когда достиг возраста 76 лет (в других источниках указывается, что 95 лет). Причиной смерти стали жара и давка, когда Фалес наблюдал в толпе за состязаниями гимнастов. На самом же деле, этот полузабытый ученый и мыслитель внес огромный вклад в развитие нашей цивилизации. Именно Фалес открыл собой эпоху, которую сегодня историки называют «греческим чудом», эпоху, в которую разрозненные, вечно воюющие между собой колонии, разбросанные по берегам Эгейского моря, превратились в одно из самых интересных и влиятельных политических и культурных образований в человеческой истории.

Сам Фалес ученым себя не называл, это сделали его последователи. Он стал первым, кто отказался от мистических объяснений и попытался разобраться в настоящих причинах природных явлений. С тех пор прошло двадцать шесть  веков, и с высоты современного понимания науки великие теории Фалеса представляются нам почти детскими. Однако он был первым, кто решил ответить на вопрос, откуда пошел наш мир, наша Вселенная. Фалес полагал, что все вещи в мире сделаны из единой субстанции — воды. По его рассуждению, только вода имеет три уникальные характеристики: без нее невозможна жизнь, она может течь и изменяет свою форму.

P.S. Греческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени. Собственно и сам термин «физика» был введён Аристотелем. Трактат состоит из 8 книг. Физика впервые рассматривается не как учение о природе, а как наука о движении, категория которого подразумевает время, пустоту и место.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765).Его исследования относятся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии. Ломоносов впервые вел в русский язык слово «Физика».