НОВОСТИ КОМПАНИЙ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
09:05 Дерзайте, дизайнеры!
11:30 Праздник детства
14:17 Расскажем о герое
Опросы
История Сайгатки: Подмосковные «истоки»…
В моей судьбе все сложилось так, что почти всю сознательную жизнь я прожил на родине своих предков в той части современного города Чайковский, где некогда было расположено старинное русское село Сайгатка. В старом дедушкином доме без всяких современных коммуникаций… Было ли тяжело? Конечно было. Кто живет в деревне тот поймет. И возможно нужно было все «бросить» и уехать в «большие города», например, в Москву или «Питер»… Но желание развиваться, учиться, двигаться вперед окрыляло и поддерживало уверенность в том, что и здесь, «в деревне» все можно обустроить, наладить и быть полезным обществу.
И с детских лет мне было интересно читать или узнавать об истории родных мест. Очень много такой простой «народной» информации я узнал у своей бабушки – Марии Кирилловны Килиной (Балабановой).
У А.С. Пушкина в незаконченной поэме «Езерский» есть такие строки:
«Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный,
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина…»
Рассказывая о своих родственниках Щелкановых, она говорила, что по преданию их «откуда-то выгнали и они пришли сюда в Сайгатку, и из инструментов был один топор и вот одним топором они построили избу…»
Согласно современным исследованиям, считается что к числу старейших родов и распространенных фамилий в Сайгатке относились Горбуновы, Рогалевы, Соломенниковы, Щелкановы, Колеговы, Балабановы. Представители этих фамилий могли быть старообрядцами, выходцами из центральных земель, когда во второй половине XVII века начались гонения на веру после реформы патриарха Никона [4].
Так, коренной житель Фокинского района, учитель и ветеран Еловиков Иван Севастьянович в своих воспоминаниях отмечает, что от старожилов села Сайгатка ему приходилось слышать информацию, что в архивах Сайгатского волостного правления находился договор о продаже жителями этих мест башкирами большой территории земель и лесов приехавшим из Подмосковья переселенцам с такими фамилиями. Русские скрепили договор подписями и крестами, башкиры – приложением оттисков пальцев [5].
Мое юношеское увлечение, переросшее в профессиональную деятельность – занятия, изучение и преподавание китайской боевой и оздоровительной системы ушу и цигун способствовали тому, что начиная с 2000 г. я практически ежегодно выезжаю на курсы повышения квалификации в Подмосковье – это города Звенигород и Руза.
И мне стало интересно изучить тему взаимосвязи старообрядцев Сайгатки с московскими землями, т.к. тот же И.С. Еловиков пишет: «Бывая в 1960-х гг. в Подмосковье, я узнал, что в Московской области есть селения Колегово и Щелканово и сейчас многие жители имеют такие фамилии: Колеговы, Щелкановы, Балабановы» [5].
Датой основания города Руза считается 1328 г. Изначально он находился на территории Звенигородского княжества. Руза была городом-крепостью - сохранились остатки земляных валов.
В Рузском районе находится деревня Щелканово. Она расположена на севере района, примерно в 25 километрах севернее Рузы.
Балабаново - небольшой городок, расположенный на севере Калужской области, в 100 км от столицы, в 74 км от Рузы.
Совсем рядом, в западной части Волоколамского района, примерно в 8 км к юго-западу от города Волоколамска находится деревня Горбуново.
Также деревня Балабаново есть в Пушкинском районе Московской области, входит в состав городского поселения Софрино. А деревня Кустово расположена в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Город Звенигород считается одним из старейших городов Подмосковья, основан в 1152 г. По завещанию Дмитрия Донского (1389 г.), Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений. Князь Юрий Звенигородский был щедрым, но и воинственным человеком. В 1399 г. князь Юрий Звенигородский совершил удачный поход на волжско-камских булгар. (Царство булгар, возникшее в IХ в., было расположено между Волгой и Камой. На развалинах этого царства, завоеванного и опустошенного татарами в ХIII в., в первой половине ХV в. возникло Казанское ханство.)
Между городами Звенигород и Руза по прямой всего 41 км. Эти места напрямую связаны с событиями XVII века, когда появилось понятие раскольник (старообрядец).
Церковный раскол произошел в период правления Алексея Михайловича – второго царя из династии Романовых (отца Петра I), который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.
Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий [1].
Рядом со Звенигородом расположен Саввино-Сторожевский мужской монастырь, которому царь Алексей Михайлович придал статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. История этого монастыря связана с именами четырёх исторических личностей, причисленных Русской православной церковью к лику святых. Это устроитель монастыря Савва Сторожевский (Звенигородский), монах-иконописец Андрей Рублев, митрополит Московский Филарет и великая княгиня Елизавета Федоровна.
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами.
В Отечественную войну 1812 года под монастырем был дан бой неприятелю, что задержало продвижение французских войск к Москве на 6 часов.
В настоящее время территорию монастыря делят сама обитель и Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Поэтому, приезжая сюда можно погрузиться и в историю страны, и культурно-художественное наследие, и в атмосферу монастырской жизни.
Так же эти места, которые называют «Подмосковной Швейцарией» за красоту пейзажей природы напрямую связаны с событиями Великой Отечественной Войны.
Ровно 80 лет назад здесь шли тяжелые бои с немецко-фашистскими захватчиками, рвавшимися к нашей столице. В каждой деревне стоят памятники и обелиски над братскими могилами павших воинов.
Руза была захвачена фашистами и город был практически разрушен во время боев, а в районе Звенигорода оккупанты были остановлены.
На расстоянии 24 км от Рузы расположена деревня Петрищево.
Петрищево - место казни Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской (13.09.1923 – 29.11.1941)
Одновременно с Зоей Космодемьянской в соседнем совхозе Головково в 10 км от Петрищево фашистами была казнена Вера Даниловна Волошина (30.09.1919 - 29.11.1941). Личность погибшей от рук фашистов Веры Волошиной восстановлена в 1957 г. Звание Героя присвоено в 1994 году.
А в районе деревни Палашкино Рузского района погиб известный успешными операциями по уничтожению войск противника в период обороны Москвы генерал-майор Лев Миха́йлович Дова́тор (20.02.1903-19.12.1941).
Возвращаясь к теме миграции старообрядцев из этих мест, необходимо отметить, что начались они в 1685 г., когда царевна Софья по настоянию патриарха Иоакима издала против старообрядцев 12 статей. В них содержалось запрещение любым образом поддерживать старую веру. Преследуемые христиане бежали в Поморье, Сибирь, на Дон и за пределы России. Духовными центрами становились монастыри и скиты, которые основывались часто в глухих, незаселенных местах. Одним из таких духовных центров был Керженец (Нижегородская область)[2].
А уже начале XVIII в. и Керженецкие скиты были разгромлены. После этого на территории Прикамья появились поволжские староверы — кержаки В Пермской губернии кержачить — значит раскольничать. Получается, что первые раскольники, поселившиеся на Урале в начале XVIII века, пришли с Кержанца.
До середины XVIII века на территории современного Чайковского района по течению реки Камы было не более 10 населённых пунктов. Главным из которых, известным ещё с 1646 года, было село Сайгатка, форпост между Осой и Сарапулом. Остальные населённые пункты были основаны во второй четверти XVIII века старообрядцами из Нижегородской губернии [3].
Трудно представить, как люди бросали все и уходили в неизвестное, за сотни и даже тысячи километров от родных мест, рискуя быть схваченными и жестоко наказанными. Вполне возможно, что более чем через 200 лет их потомки уже многого не знали и не ведали, а только то, что предков «откуда-то выгнали и они пришли сюда». Но они сохранили свои традиции, обычаи, уклад жизни. В советский период истории, когда было атеистическое воспитание молодежи и гонения на церковь с массовым разрушением храмов и уничтожением культурно-исторических ценностей, многое было потеряно и забыто. Я, например, знал, что все мои предки по отцовской и материнской линиям были старообрядцы. Но что это значило толком мне никто объяснить уже не мог….
«У каждого рода есть свой закон, от которого не уйдёшь. Род – целое, а не сумма последовательных поколений… Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого – познать собственное своё место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою – как члена рода как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества…» - так писал Павел Александрович Флоренский (1882–1937), священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер. Он был репрессирован и расстрелян НКВД в 1937 г.
И сейчас можно только предположить, что наши далекие предки пришли на Прикамские земли из Подмосковья, с Волги или северных земель в далекие прошлые века. Наши дедушки и прадедушки защищали Родину во время Великой Отечественной войны. У кого-то бабушки и дедушки приехали в Сайгатку с разных уголков СССР на строительство ГЭС и нашего города. Об этом нужно знать, сохранять память и историю, передавать детям и будущим поколениям.
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». (Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999, российский учёный-литературовед и общественный деятель).
Литература:
1. https://switki.ru/477569a-tserkovnyiy-raskol-data-prichinyi-i-itogi-sobyitiya
2. Кузнецова Я.Л. Миграция старообрядцев на территорию Зауралья https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/47-1-0-678
3. Санникова Е.А. История старообрядчества Пермского края. https://rus-istoria.ru/component/k2/item/550-istoriya-staroobryadchestva-permskogo-kraya
4. Чайковский –город нашей мечты. – Пермь ООО «Издательский дом «Пермские новости», 2005. -408 с
5. Чайковская библиотечная система http://chaiklib.permculture.ru/сайгатка-с.aspx
Источник информации: Чайковские.Новости
Комментарии (5)
Добавить комментарийВсе комментарии
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Популярные новости
На Заре появится новый пешеходный переход и новый дорожный знак, а на улице К. Маркса «лежачий полицейский»
В администрации Чайковского округа на
заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного
движения приняты решения по организации нового пешеходного перехода и
установке дорожных знаков и искусственной неровности в двух микрорайонах
города
Расплатилась с чужой карты в магазине и аптеке
Жительница Чайковского предстанет перед судом за пользование найденной банковской картой
Расскажем о герое
Специалисты Центра развития культуры готовят фильм о жителе посёлка Бурёнка, погибшем на СВО
Глава округа посетил Фоки, Ваньки, Вассята и Альняш
На встречах с жителями глава Чайковского округа Алексей Агафонов со своей командой знакомятся с ситуацией на местах и рассказывают сельчанам о ближайших планах администрации по развитию чайковской территории
Обмывание пенсии закончилось уголовным наказанием
Чайковец приговорён к трём годам принудительных работ за нападение с угрозой для жизни окружающих
У медиков вырастет зарплата
Чтобы поддержать медработников в небольших населённых пунктах, уже этой весной государство начнёт выплачивать им ежемесячную надбавку к зарплате
Артём Кузьминых из Чайковского стал победителем в соревнованиях по шахматам
В Пермском фестивале спорта инвалидов чайковец занял заслуженное первое место
Мошенники из поликлиник
Аферисты под именем сотрудников больницы предлагают россиянам перечислить деньги на курс лечения
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
С 1 апреля в Чайковском начнут принимать заявления на зачисление в 1 классВ 2024 году заявление можно будет подать тремя способами
Пн 18 марта 2024, 11:32
Комментариев: 0
|
В сёлах Чайковского округа появятся контейнерные площадки для мусораВ ближайшие три года в Чайковском округе планируется построить 125 контейнерных площадок
Вс 17 марта 2024, 13:16
Комментариев: 2
|
Новый театр (учебный) приглашает на спектакль20 марта
в 15:00 в большом концертном зале Чайковского музыкального училища состоится
показ спектакля «Чернобыль» (12+)
Пн 18 марта 2024, 17:28
Комментариев: 0
|
Животные, которые могут лечить человекаУченые из разных стран мира выяснили, какие животные способны лечить человека. По их мнению, это три вида млекопитающих, рептилии, черви, а также насекомые.
Пн 23 января 2017, 18:12
Комментариев: 5
|