НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Все новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Все новости

Опросы

Какой у вас цвет волос?







Реклама

История Сайгатки: и никто не узнает, где могилка моя…

Помнится, в детстве от родственников старших поколений я слышал рассказы, что когда-то на  левом берегу Камы, там где сейчас Ольховка, в лесах жили «карлики», которые грабили  корабли, а сокровища прятали. 

История Сайгатки: и никто не узнает, где могилка моя…
Вс 09 января 2022, 09:53

Фото: Олег Кустов


Они представлялись мне такими черноморами из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Значительно позже в книжке «Легенды и были Прикамья» Павла Федоровича Кулешова (1929-2005 гг.), русского прозаика и публициста, участника строительства Воткинской ГЭС, прочитал художественные версии этих народных преданий. Например, «Ермак и Каин», «Стрижуха» и другие.

Известно, что многие прикамские легенды связаны с тем, что 100 и более лет назад местное население сел и деревень считало, что до прихода русских в этих местах проживало племя (или народность) «чудь белоглазая». Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Так что нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой чуди. Большая часть рассказов о чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние.

«Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью.

Однако исследования ученых показывают, что на Урале никогда не было народа, носившего название «чудь». Откуда же пришло это слово? Считается, что из Новгорода. С XVI века переселенцы из бассейна р. Двины, из Вологды, Тотьмы, Устюга, Сольвычегодска и других мест стали проникать в Верхокамье, к Чердыни и Соликамску. В Камском крае соха также довольно часто обнаруживала разнообразные предметы. У находчиков естественно возникал вопрос, какому народу принадлежали эти вещи? От дедов переселенцы прочно усвоили и привычку считать чудскими всякие изделия рук человеческих, попадающиеся в земле. Неудивительно, что попав на реку Каму, они также стали называть подобные вещицы чудскими, хотя народа с таким именем на Каме никогда не жило. Память о Чуди, бывшая фактическим преданием на берегах Волхова, стала чистой легендой на берегах Камы [6].

Прикамье стало родным для многих народов: русских, удмуртов, коми-пермяков, марийцев, манси, татар, башкир, и т.д. Этот пёстрый этнический состав складывался на протяжении многих столетий.

Как показывают многочисленные археологические находки, Прикамье было очень благоприятным для обитания человека. Ещё в каменном веке здесь начинает формироваться уральская общность народов, из которой на рубеже мезолита и неолита отделилась финно-угорская [4].

Учёные считают, что во второй половине III века на берегах Камы, от устья реки Сива до устья реки Ик, появляются люди, которых археологи назовут мазунинцами, по могильнику, найденному у села Мазунино (Сарапульский район Удмуртии). Их городища, в большом количестве, известны вдоль всей реки Сива и её притоке Вотке. А также на левых притоках Камы – Бую, Березовке, Сайгатке. Часть удмуртских археологов считают их прямыми предками удмуртов. А известный башкирский археолог Н. А. Мажитов (1933-2015), считал, что именно они в дальнейшем примут участие в формировании башкирской народности. Точки зрения учёных в этом вопросе постоянно менялись [2].

К памятникам археологии относятся все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках; главные из них - поселения, погребения (могильники) и святилища. В поселениях выделяют неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений [1].

Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничтожение могил, надгробий, памятников - кощунство. Особо близкой и чтимой считалась земля, в которую захоронены предки. Она называлась «родительской». Спасительные и очистительные свойства приписывались земле, собранной с семи могил добродетельных людей. Сама земля выступала своеобразным посредником между поколениями. Давняя традиция, запрещавшая застраивать кладбищенское место, дает основание рассматривать старые некрополи как навсегда заповедные зоны.

Жители города хорошо знают гору Стрижуху возле самой Камы, между городом и Ольховкой. Там возвышается гигантская металлическая опора, линия электропередачи от нее тянется на правый берег реки. Рядом расположен Сайгатский могильник - памятник археологии федерального значения, датируемый IV-VI в. н. э., он является наиболее древним памятником на территории Чайковского района.

В 1914 и в 1956 гг. большая часть погребений была вскрыта и изучена археологами.

Умерших хоронили в неглубоких могильных ямах в гробовищах. В могилах найдены костяные наконечники стрел, принадлежности костюма, в том числе медные и железные шейные гривны, крупные халцедоновые бусы. Раскопки на Стрижухе и Рогалихе, находящихся в местности между Сайгаткой и Ольховкой, дали ученым-историкам немало вещественных памятников III-V и VII-VIII веков.

погода, чайковский район, 2020 годпогода, чайковский район, 2020 годпогода, чайковский район, 2020 годпогода, чайковский район, 2020 год

Территория города Чайковского – около 31 кв. километра. В черту города входят те населённые пункты, которые когда-то располагались поблизости от села Сайгатка (например, деревня Вани). По воспоминаниям старожилов, строительство города проводилось и на территории деревенских кладбищ.

Одним из частично сохранившихся и совсем не изученным является кладбище села Сайгатка. В начале 1960-х гг. при строительстве городских очистных сооружений часть некрополя была разрушена и по нему проложена дорога к отстойникам предприятия. Кладбище не имеет определенных границ, в настоящее время оно полностью заросло лесом, число захоронений не известно[4].

В 1970-80-х гг. были еще ухоженные могилы с оградками и памятниками. По рассказам родных на кладбище были похоронены некоторые родственники более старших поколений. Но я с родителями и бабушкой бывал только на могиле Балабанова Ефима Кирилловича, похороненного как раз недалеко от опоры ЛЭП летом 1953 г. Рядом с ним был похоронен молодой сайгатский парень, который работал матросом на пароходе и тоже в результате несчастного случая погиб. Помню, пришли мы как-то с бабушкой на могилу ее брата и с нами была пожилая женщина – мама этого парня. А могилка с памятником за колючей проволокой в малиннике, т.к. она находилась на территории садового участка. Мне тогда, да и сейчас было совершенно не понятно, как можно было людям собирать и кушать ягоды, растущие на могилах и ногами «топтаться» по могилам. Поседела тогда та женщина в 2 м от могилки сына, поплакала и с тем и ушла…

Несмотря на то, что сайгатская церковь Николая Чудотворца (построена в 1839 г.) в начале 1950-х гг. была снесена, какие-то службы периодически проводились. Отец показал место, где на кладбище стояла часовенка и батюшка, которого в селе называли «Горошинкой» (очевидно прозвище от фамилии Горохов) по праздникам проводил молебны.

«А у дороги сидели «нищие» и просили подаяния…». Мне тогда казалось это таким необычным что ли… Как это «нищие»? Они же были только при царе… Но время было послевоенное, трудное и голодное, поэтому вполне вероятно.

погода, чайковский район, 2020 год

Совершенно забытым является факт, что в пределах снесенной церкви тоже был некрополь, но в годы советской власти его полностью «затоптали» и даже установленный не так давно памятный крест, на бывшей сайгатской площади, где когда-то был храм, уже просто стоит прислоненный к березе.

Не знаю почему, но в детстве мне было совершенно не страшно приходить на это кладбище. В те годы еще были на сохранившихся памятниках надписи или таблички. Помнится, что тоже недалеко от могилы Ефима Балабанова была похоронена женщина, которая родилась в 1870 г., а ушла в 1950-е гг. Мы, «воспитывавшиеся в духе коммунизма» знали, что в 1870 г. родился Владимир Ильич Ленин…

Приходилось лазить и по оврагам рядом с кладбищем, так вот там были груды металлолома – сломанные оградки, памятники – «дело рук» садоводов-любителей, которые расчищали свои участки. Много было полуистлевших деревянных крестов. Более того в одном месте был раскоп и виднелся край гроба, видимо и в те времена были «черные копатели», хотя известно, что с кладбищ ничего брать нельзя.

У меня возникал всегда вопрос: селу Сайгатка более 300 лет, и все это время умерших хоронили здесь? Это многие тысячи людей. Сейчас все «стерлось». Немногие сохранившиеся памятники тоже почти исчезли, такое ощущение, что постарались сборщики металлолома. Сады-огороды давно заброшены, домики разрушены, во многих местах кучи строительного и бытового мусора. Т.е. очевидно, что «потомки», проезжая на своих крутых авто просто выбрасывают пакеты с мусором на бывшем кладбище.

Могилу бабушкиного брата мне уже сложно найти… Сейчас она в буреломе, подступы к которому заросли ядовитым борщевиком.

Это очевидная трагическая судьба многих деревенских, сельских и городских кладбищ.

Когда-то, тоже в детстве, у другой своей бабушки я спросил: «Бабушка, какая у тебя любимая песня?» Может в шутку, может в серьез она ответила: «Как на кладбище Митрофановском…». Мне тогда показалось это шуткой, что такой песни нет, да и если есть, то как она может быть любимой?

Но оказалось, что да, такая песня есть. Песня про Митрофановское кладбище в 20—50-е годы XX века имела огромный успех и исполнялась по всему СССР. А Митрофановское (или Митрофаньевское) кладбище существовало в Санкт-Петербурге с 1831 по 1950-е гг. На нем было похоронено порядка 200 тысяч горожан. Но можно сказать, что с 1929 по 1960 год оно планомерно и целенаправленно разорялось - оно было просто превращено в каменоломню, здесь добывали гранит и мрамор. Памятниками мостили улицы, использовали для фундаментов. Храм святителя Митрофана был снесен. В 1950-х гг. на месте кладбища действовала барахолка, а затем там появились склады, гаражи и свалки[3].

Ничего не напоминает?

Тоже вспоминается песня «Позабыт-позаброшен», которая была известна еще до революции 1917 г. и широко бытовала в середине XX в. Там есть такие слова:

«Ох, умру я, умру я, похоронят меня,

И никто не узнает, где могилка моя.

И никто не узнает, и никто не придет,

Только раннею весною соловей пропоет.

Пропоет и просвищет и опять улетит,

А моя скромна могилка одиноко стоит».

Там, где живут люди – есть кладбища. Они живут медленной, внешне неподвижной, но не менее действительной жизнью. И когда, особенно в периоды исторических потрясений, традиционный жизненный уклад рушится, меняется общественное сознание, нарушается связь поколений, жизненная память ослабевает, и потомки перестают посещать могилы – кладбища умирают.

Кладбище – огромный таинственный мир, и любое прикосновение к нему выявляет множество взаимосвязанных уровней его бытия: религиозный, мистический, нравственный, культурный, общественный, материальный, финансовый, административный. Почитание живших до нас, сохранение связи времен – необходимая часть духовной культуры общества, его нравственной стороны.

Плачевное состояние кладбищ является показателем духовного обнищания общества в целом и подлинное культурное отношение к кладбищам предполагает распространение определенных моральных ценностей.

Возрождение и развитие этих ценностей возможно лишь на путях усвоения лучших традиций Российской культуры [5].

Леонид Максимович Леонов (1899-1994) – русский советский писатель и драматург, общественный деятель писал: «Гражданская совесть и стариковские предчувствия повелевают мне высказаться вслух по поводу национальной нашей старины, за последнее время подвергшейся почти сейсмическому опустошению. Многое из сокрушённого, испепелённого уже не воротить. Тем громче надо вступиться в защиту уцелевшего. Оно, правда, одним воспоминанием прошлого не проживёшь. Старина любит красоваться в раме могучей современности, и сколько на нашей памяти увяло слав былых, не поддержанных деянием потомков. Для меня любая, на сельском погосте, ромашкой да погремком заросшая могильная плита приобретает вещественную силу национального пароля. И вот почему до изощрённости высоко и тонко поставлен в некоторых западных странах культ кладбищ, несмотря на жгучий соблазн обращения их в дармовые пригородные каменоломни. Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времён. Из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия, вера в своё национальное бессмертие».

Олег Кустов


Литература

1. Археологические памятники Чайковского района.https://pandia.ru/text/81/510/42812-2.php.

2. Лапин Н.Я.Учёные о древнем и средневековом Прикамье.https://vk.com/id314388391

3. Митрофановскоекладбище //https://oborona1.livejournal.com/140567.html

4. Чайковская централизованная библиотечная система Сайгатский могильник.http://chaiklib.permculture.ru/сайгатский-могильник.aspx

5. Шадрин Б. Размышления у надгробного камняhttps://proza.ru/2012/03/14/294

6. Шмидт А.В. Об Уральской чуди и ее гибели (А.В. Шмидт

«Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927 г.) https://uraloved.ru/ludi-urala/chud


Источник информации: Чайковские.Новости


Комментарии (14)

Однако интересы у вас, мажор, какие-то странные. Может хотели написать — НУЖНАЯ статья? Но не хватило образования для выражения ваших эмоций? Не расстраивайтесь — у мажоров это бывает. Чтобы стать мажором, достаточно иметь влиятельных родственников и ВСЁ, а чтобы стать Человеком, нужен труд и терпение, воля в достижении своей цели и память о своих родственниках, дедушках и бабушках.
Очень интересная статья как-то проходил мимо кладбища зашёл сохранилась могилка ребёнка видно что ухаживают.
Память предков — детей и внуков, правнуков, приходящих на могилу, это не только дань традиции, а носит воспитательный характер. Помня похороненных родственников, пришедший на могилу, сможет проанализировать и свою жизнь, и сопоставить, и взять пример с жизни усопшего или никогда не совершать то, что сделал усопший, искалечив свою жизнь и жизнь родственников, и никогда так не поступит. Или же придет со словами и мыслями благодарности, что многого добился в жизни, беря пример с усопшего родственника. Память — вот что такое кладбище.

Добавить комментарийВсе комментарии

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Популярные новости

Обязательную ревакцинацию от коронавируса решили не вводить

Обязательную ревакцинацию от коронавируса решили не вводить

В Прикамье не планируют вводить обязательную вакцинацию от коронавируса. При том что рост заболеваемости этой инфекцией растет уже третью неделю и ежесуточно составляет более 70 случаев. Однако течение заболевания проходит в более легкой форме и врачи фиксируют пневмонию в 2% случаев. Это и стало одним из аргументов для решения не возвращаться к обязательной вакцинации.

Пт 22 июля 2022, 11:01
Комментариев: 0

В воскресенье будет солнечно

В воскресенье будет солнечно
В ближайшие дни в Чайковском будет облачно, временами ожидаются дожди. Ясное небо и жара до +28 градусов ожидается в воскресенье, 17 июля.
Пт 15 июля 2022, 12:48
Комментариев: 3

Обновлённый чайковский городской пляж в цифрах

Обновлённый чайковский городской пляж в цифрах

Инфографика, подготовленная администрацией Чайковского городского округа, поражает масштабностью, но в ней нет ни одной лавочки.

Cб 06 августа 2022, 09:33
Комментариев: 20

Команда Слепневой станет участником краевого турслета ветеранов, потому что победила в зональном

Команда Слепневой станет участником краевого турслета ветеранов, потому что победила в зональном

Чайковские ветераны победили в межмуниципальном (зональном) этапе турслета ветеранов «Водопад спортивных достижений», который проводился в минувшие выходные в Елово.

Пн 25 июля 2022, 12:43
Комментариев: 2

Красный петух прокукарекал в Жигалках и Кемуле

Красный петух прокукарекал в Жигалках и Кемуле

В конце июля пожары случились в сельской местности Чайковского округа.

Ср 03 августа 2022, 12:07
Комментариев: 1

В Прикамье разрешено купаться на четырех пляжах

В Прикамье разрешено купаться на четырех пляжах

В Пермском крае можно купаться лишь на четырёх пляжах. Это стало понятно после проверки качества воды и песка Роспотребнадзором в 15 местах организованного отдыха на воде в регионе.

Пт 22 июля 2022, 10:50
Комментариев: 5

В Госавтоинспекцию пришла оптимизация

В Госавтоинспекцию пришла оптимизация

В Пермском крае оптимизируют ГИБДД. С 25 июля 2022 года перестанут предоставлять услуги регистрационно-экзаменационные группы и группы автомототранспортных средств в пяти территориальных подразделениях МВД России нашего региона.

Ср 20 июля 2022, 10:00
Комментариев: 2

«Столб не понравился»: на плотине Воткинской ГЭС легковушка въехала в столб

«Столб не понравился»: на плотине Воткинской ГЭС легковушка въехала в столб

ДТП произошло днём 3 августа.

Чт 04 августа 2022, 11:00
Комментариев: 5

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

В Чайковском 4 августа пропал Сергей Кожевников

В настоящее время его местонахождение неизвестно, разыскиваются те, кто владеет какой-либо информацией.

Вс 07 августа 2022, 10:35
Комментариев: 6

26-летний уроженец Чайковского утопил бездомную женщину в Санкт-Петербурге

Убийство произошло 8 августа, по горячим следам мужчину задержали, уже проведён следственный эксперимент.

Чт 11 августа 2022, 10:49
Комментариев: 1

За сутки в Чайковском выпало 46 мм осадков

Для сравнения, 8 июня текущего года в Чайковском уже был сильный дождь, но тогда выпало всего 28 мм осадков за сутки.

Чт 11 августа 2022, 10:12
Комментариев: 3

Азбука нового мышления

Кроме высшего образования, нужно иметь хотя бы среднее соображение и, как минимум - начальное воспитание. 

Пн 28 марта 2016, 15:52
Комментариев: 7

 18+  Индекс цитирования

Пользовательское соглашениеСоглашение о конфиденциальности информации

Сетевое издание "Чайковские.рф" (Chaikovskie.ru). Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56572 от 26.12.2013 г. Учредитель и издатель Общество с ограниченной ответственностью "Мегаарт".

Главный редактор - Шмыкова Екатерина Олеговна. Адрес электронной почты: redaktor@chaikovskie.ru 
Адрес редакции: 617760, Россия, Пермский край, город Чайковский, ул. Ленина, д. 45 оф. 54. Телефон редакции: +7 (34241) 22 345.
Адрес учредителя: 617760, Россия, Пермский край, город Чайковский, ул. Ленина, д. 45 оф. 54. Телефон: +7 (34241) 22 400. 

Распространяется бесплатно. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и сообщениях пользователей сайта. Редакция не предоставляет справочной информации. Материалы обозначенные символом PR распространяются на платной основе.

©2013 Чайковские.рф
Перепечатка материалов допускается с разрешения редакции с обязательным указанием прямой ссылки на сайт chaikovskie.ru