Дебил - двигатель современного капитализма
Что является главным ресурсом современной экономики? Ответы разные: нефть, деньги, газ, знания. И всё мимо. Главный ресурс современной российской экономики — это дурак. Ему можно «впарить» всё. Смешно. Забавно. Обидно. Правда? А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт».
Фото: outletov.net
Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом научно-технической мощи был выход человека в Космос. В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё».
Дети 60-х помнят насколько был моден Космос. Молодежь знала на память всех космонавтов. Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось самое страшное то, чего человечество, не знало с момента изгнания из рая. Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными. Что значит: базовые? Это значит: естественные и разумные. Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённой определённой красоты одежде по сезону, в достаточно просторном и гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника. Прежде этого не было никогда в истории и нигде в мире!
До этого нормой жизни простолюдинов была бедность. И повседневная напряжённая борьба за кусок хлеба. Так было во всех странах мира. Перечитайте под этим углом зрения реалистическую литературу от Гюго и Диккенса до Ремарка и Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа – и вам всё станет ясно. И вот всё изменилось. Нормальный, средний работающий обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, он стал прилично питаться, стал покупать новую одежду. Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назло прекратило рост в развитых странах. Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что же дальше?
А дальше капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности. И триумфально их удовлетворять. Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями – потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды – менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае – каждый сезон. Можно также создавать новые опасности – и защищать от них с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона. На первый план вышел маркетинг.
Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как втюхать ненужное. То есть, как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным, и его купили. Почему маркетинга не было раньше, в ХIХ веке? Да потому, что нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности. А когда нужно стало выдумывать потребности ложные – вот тогда и понадобился маркетинг. Такова же роль тотальной рекламы. Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Это на самом деле так. Для того чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях – рационально обсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они – ложные, а то, о чём, говорят, не существует в природе и вообще не может существовать в силу законов природы. Навязывание потребностей происходит строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций – только инстинкты. Сегодня реклама всё больше апеллирует прямо к ним.
Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний, распространённых в массах. Неслучайно идет масштабная реформа школьного образования. Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня – не требуется. Это мешает продавать горы ненужных и пустых вещей. Это не модно, не современно, С.Г. Кара-Мурза постоянно говорит о манипуляции сознанием (собственно, одноимённая книжка и принесла ему известность).
Это так и не совсем так. Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием – это всё-таки точечное жульничество, разовая подтасовка. А сейчас речь идёт о глобальном формировании идеального потребителя, полностью лишённого рационального сознания и научных знаний о мире.
Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный потребитель – это что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку. Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не придурок, а деликатнее – шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, как ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут – то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А на что мне новый айфон, когда я старый-то не освоил? И вообще мне это не надо». Ему должно быть надо – всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю. Он должен постоянно перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически бороться с лишним весом. И при этом не замечать идиотизма своего поведения. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен (это уже скорее – она) непрерывно защищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно не требуется и даже вредно. И главное, он должен верить – верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств.
Мракобесие и невежество – это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества – это его важнейший компонент. Без этого современный рынок существовать не может. Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное – сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому что это – сегодня главный ресурс.
Источник информации: Чайковские.Новости
Комментарии (7)
Добавить комментарийВсе комментарии
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Популярные новости
История бабушки из Бураново ляжет в основу фильма
Короткометражный фильм «Италмас – цветок мира» расскажет историю маленькой девочки в годы войны, которую планируют показывать в школах
Выиграла путёвку на чемпионат России
Чайковская дзюдоистка Жанна Афтахова стала серебряным призёром всероссийских соревнований
В Чайковском парке культуры и отдыха появился Ёжик
Новое творение художницы Ольги Лобачёвой – герой сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане»
Место сбора ТКО в Чайковском изменилось
Новое место сбора децентрализованного вывоза твёрдых коммунальных отходов будет находиться по адресу: улица Пушкина, 33
Три чайковских проекта поддержаны грантами
Объявлены результаты первого сезона «Росмолодёжь.Гранты»,
в списке три победителя из Чайковского
Между Удмуртией и Татарстаном запустили речное сообщение
Первый «Метеор» из Казани в Сарапул прибыл 18 июля, а 19 июля жители Сарапула отправились в первый речной рейс до Казани
На Советской появилась новая спортивная площадка
Спортивное пространство для игры в волейбол и баскетбол привлечёт ещё больше юных чайковцев к активному образу жизни
Мошенники говорят о «сбое в системе» сотовой связи
Жителей страны предупреждают о новой мошеннической схеме
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
На две недели жители Прикамского района останутся без горячей водыПричина отключения ГВС – ремонтные работы на теплосетях
Ср 24 июля 2024, 14:48
Комментариев: 0
|
63 пожара ликвидировано в Пермском крае за прошлую неделюВ Прикамье 15 по 21 июля произошло 63 пожара и 7 чрезвычайных происшествий на воде
Пн 22 июля 2024, 18:08
Комментариев: 0
|
В Чайковском временно снизится напор водыНа 2-3 месяца останавливается один из магистральных трубопроводов в пос. Волковском для его капитального ремонта
Вт 16 июля 2024, 15:58
Комментариев: 0
|
Подстаканник, зеленка и портянки – бренды ушедшей эпохиМногие россияне, особенно молодые, удивятся тому, что гречневую кашу варят только в России и бывших республиках СССР, зеленку можно найти только в наших аптеках, а обычный подстаканник был одним из госсимволов Советского Союза. Все это было, но кое-что осталось.
Пн 04 апреля 2016, 12:33
Комментариев: 3
|