Выдающиеся «троечники»
Хорошая учеба в школе – дело полезное, но, увы, она не является ни показателем выдающихся способностей ребенка, ни гарантом его успеха в будущем. Стандартное образование дает стандартный результат. Если хотите получить нестандартный результат – займитесь самообразованием.
Фото: http://cx-5.ru/
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов потребовал от высших учебных заведений принимать только наиболее подготовленных абитуриентов. Министерство не рекомендует принимать в вузы юношей и девушек, у которых в школьных аттестатах есть тройки. Министр сообщил, что троечники, «как правило, не способны осваивать программу высшего образования». Как у нас любят клеймить людей! Да так, чтоб припечатать на всю жизнь «Троечник». При этом, абсолютно не учитывая, что «троечник» - «троечнику» рознь.
Между тем, учителя «от Бога» знают, что хорошая учеба не является показателем выдающихся способностей ребенка. В рядах неприметных учеников часто скрываются дети с нестандартным мышлением, а иногда и настоящие гении. Низкая успеваемость в школе далеко не всегда говорит о том, что ребенок бездарен. Вполне возможно, он по какой- то причине не мотивирован на учебу, имеет сложности с концентрацией внимания или расплачивается плохими отметками за неудовлетворительное поведение. Нельзя исключать и вероятность того, что в отстающем ученике дремлет непризнанный гений, которому нестерпимо тесно в рамках школьной программы. Известно, что именно среди детей, имеющих посредственные успехи в учебе, процент нестандартно мыслящих, креативных личностей выше, чем среди круглых отличников. Чтобы не быть голословными, приведем примеры по-настоящему выдающихся людей, способности которых были оценены по достоинству намного позже, чем в школьные годы.
Александр Сергеевич Пушкин
Величайший русский поэт Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, элитном учебном заведении для детей дворян, куда он поступил в возрасте 12 лет (до этого юный Александр обучался на дому гувернерами). В лицее раскрылся поэтический дар Пушкина, о котором почти мгновенно стало известно в широких литературных кругах. Но, несмотря на явную одаренность и феноменальную память, учился начинающий поэт более чем посредственно. С увлечением занимался он только теми науками, что были ему по душе, остальными же попросту пренебрегал. Более всего Александр любил русскую и французскую литературу, историю, а также нравственность и логику. В характеристике написано: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие». Царскосельский лицей Пушкин окончил в 1817 году. В общем табеле об успеваемости из двадцати девяти выпускников он оказался на двадцать шестом месте, показав успехи лишь «в российской и французской словесности, также в фехтовании».
Генри Форд
Инженер-самоучка, промышленник, революционер автомобильного производства, воплотивший в жизнь «американскую мечту», Генри Форд родился в семье фермеров в провинциальном городке штата Мичиган. Генри был старшим ребенком в многодетной семье, и его отец возлагал на сына большие надежды как на продолжателя фермерской династии. Генри обладал огромной страстью к механике. Любые механические игрушки, часы и прочие приборы разбирались им и собирались заново по нескольку раз. В 12 лет мальчик уже оборудовал себе мастерскую, где проводил все свободное время. Правда, в сельской приходской школе будущий «отец автомобильной промышленности» учился неохотно и откровенно плохо (исключение составляла математика). В 15 лет Форд ушел из дома и устроился на завод. Высшего образования он не получил и всю жизнь писал с грубыми ошибками. Впрочем, это не помешало ему не только стать миллиардером, но и по сей день оставаться одним из самых цитируемых людей в мире. Одна из цитат как нельзя лучше отражает его отношение к образованию и саморазвитию: «Время не любит, когда его тратят впустую».
Дмитрий Иванович Менделеев
Выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев родился в многодетной семье директора гимназии. Он был младшим и семнадцатым по счету ребенком в семье. В свои первые гимназические годы Дмитрий учился неважно: наиболее часто в его табеле встречалась оценка «посредственно». Юный Менделеев был мальчиком с живым темпераментом и противился рутинной «зубрежке», из-за которой он больше всего не любил латынь и Закон Божий. По его собственному признанию, к классической школе он сохранил отвращение на всю жизнь. Однако это не помешало ему вполне прилично окончить школу и поступить в Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. На первом курсе института по всем предметам, кроме математики, Дмитрий получил оценку «неудовлетворительно», но позже успехи будущего гения заметно улучшились.
Владимир Маяковский
Советское литературоведение, чтобы не смущать пионерию, замалчивало неуспеваемость Владимира Владимировича или списывало ее на революционный пыл… Пыл действительно был. Однако и двойки тоже остаются фактом. Впрочем, они начались не сразу. Как известно из автобиографии «Я сам», первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя – в общем, причин для асоциального поведения абсолютно никаких не было. А потом наступил 1905 год, и город Кутаис, где учился Маяковский, оказался в эпицентре революционных событий. Особенно это касалось студентов местной гимназии, которые поголовно рвались ломать несправедливый строй. Дело в общем-то обычное для молодых, бурлящих энергией подростков, которым дай только что-нибудь поломать. Одиннадцатилетний Володя благодаря своей бойкости и старшим сестрам попал в революционный кружок старшеклассников, и учеба немедленно пошла прахом. Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс. «Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался), – на переэкзаменовках пожалели», – вспоминает он. В общем-то, драка камнями в достаточной степени характеризует революционную деятельность будущего поэта.
После переезда в Москву, будучи в пятом классе классической гимназии Володя окончательно забросил всю эту канитель и ушел из школы. На всю жизнь он сохранит неподдельное презрение к «сокровищам человеческой культуры», что, впрочем, придавало своеобразную подростковую категоричность и свежесть российскому футуризму.
Константин Циолковский
Чтобы уж одним махом разделаться с издевательствами над физически ущербными людьми, соберем их на одной странице. Будем откровенны: основной причиной, по которой отец космонавтики попал в наш скорбный список, является его тугоухость – последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте. Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость. Впрочем, это не отменяет тот факт, что Костя был совсем не прочь похулиганить абсолютно на равных с остальными учащимися Вятской мужской гимназии, за что даже попадал в карцер. Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость. Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
Антон Чехов
Да, интеллигентнейший из русских писателей тоже начинал, откровенно говоря, не ахти. Тут вроде бы виноват был отец. Чехов- старший держал в Таганроге мелкую лавчонку колониальных товаров, где вперемешку на полках лежали чай, конфеты, мыло, селедка, керосин и даже невероятные лекарственные средства – вроде смеси ртути, азотной кислоты, нефти, стрихнина и трудноопределимого мусора, называвшейся почему-то «гнездом» (доктор Чехов впоследствии отдавал дань восхищения крепости русских желудков в связи с этим самым «гнездом»). Также в лавке процветала распивочная. И вот большую часть своего детства Антоша обязан был проводить за конторкой в этом аду и следить, чтобы продавцы чего-нибудь не украли. Подразумевалось, что в это время юный гимназист будет делать уроки. Однако в жутком холоде, от которого коченели пальцы, маленький Чехов просто сидел в полусне (лавка открывалась в пять утра) и ждал, когда же отец соблаговолит вернуться и прекратится унылая вахта. Конечно, когда ребенка все-таки отпускали, он бежал не заниматься, а купаться либо кататься на санках – смотря по сезону. В итоге в школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности, что самое удивительное, будущий писатель тоже никогда не получал больше четверки, а чаще всего в его тетрадях красовался снисходительный трояк. И только в старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.
Это всего несколько примеров. Здесь можно было бы описать жизнь и других выдающихся троечников, среди которых Уинстон Черчиль и Агата Кристи, Лев Толстой и Отто Бисмарк. Известные государственные деятели и писатели не блистали знаниями в школе, их таланты открылись много позже.
Прочитав эту статью, многие могут подумать, что это антипедагогическая статья, чтобы утешить родителей, чьи дети не стремятся учиться на «отлично». Конечно, не всякий двоечник преуспевает в жизни, некоторые спиваются и валяются под забором, но то же можно сказать и про некоторых отличников. Итак, в чем же отличие этих некоторых? Да, среди бывших троечников немало состоявшихся людей. Но среди хорошистов и отличников их не меньше. Возможно, разгадку надо искать в системе нашего школьного образования, порой ограничивающего свободу мысли, творчества и действий подростков? Может, это вина учителей, не сумевших разглядеть одаренных ребят. Как вы думаете, почему зачастую троечник добивается в жизни больших результатов, чем отличник? Когда отличник сидит на уроке, то находится в «зоне комфорта» - он всегда знает всё. А троечник на уроке мало чего знает, и он всегда готов выкрутиться – он постоянно в «зоне дискомфорта». Зона комфорта – это, грубо говоря, когда тебе всегда все люди говорят «да». Человек, находясь в зоне комфорта, не может развиваться. А зона дискомфорта подразумевает, что тебе могут сказать и «нет», и «да» – неизвестен результат. Гарантии никакой нет, но шанс есть. Именно поэтому, когда после окончания учёбы и отличник, и троечник попадают фактически в зону дискомфорта, где нет стен школы, нет чётких рамок и колеи, отличник может потеряться, а троечник не потеряется – потому что он уже был в этом состоянии, для него это привычная среда. Он привык рисковать, он свободен непредсказуемостью и свободен от лишних обременяющих знаний – он берёт себе лишь то, что ему необходимо для жизни.
Современная буржуазия, которая собралась вокруг газовой и нефтяной трубы, не заинтересована, чтобы в стране развивалось образование. Входящие в этот клуб думают, что если надо, могут купить западные технологии, замечу, не самые передовые. Или завлечь светил. 300 лет назад Пётр I приглашал в Петербург иностранцев и платил им огромные по тем меркам деньги, чтобы они создавали нашу науку. Спасибо ему за это. Великий математик Эйлер, приехав из Швейцарии, большую часть жизни проработал в России и похоронен в Александро-Невской лавре. Историк Миллер кодифицировал русские летописи, у нас самих руки не доходили. Сейчас, похоже, наоборот. Разрушаем Академию наук, чтобы пойти на поклон Западу. Раньше была создана система, помогающая найти таланты. Однако новый закон «Об образовании», может поставить крест на таких успехах. Специализированным школам, где воспитываются незаурядные ребята, там места не нашлось. Новый закон и заложенное в нём нормативно - подушевое финансирование фактически ликвидируют не только систему спецшкол, но и лицеев, гимназий. Разве по новым (навязанным) методикам можно вырастить нового Перельмана? Учтём, что в силу шоковых изменений у нас произошёл огромный разрыв поколений между теми, кто знает и умеет, и нынешними 20-летними. Этим во многом объясняется и недостаток квалифицированных научно-технических кадров. Результат - участившиеся техногенные катастрофы, падающие спутники, разрушающиеся электростанции и никак не могущие взлететь ракеты. Глава Сбербанка Герман Греф в ходе Гайдаровского форума призвал как можно скорее остановить утечку специалистов из России. - «Самый большой наш экспорт, который нужно остановить, - это экспорт мозгов. По объему потерь это самое большое количество того, что мы экспортируем безвозвратно, к сожалению».
Валериан Чупин
Источник информации: Чайковские.Новости
Комментарии (27)
Добавить комментарийВсе комментарии
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Популярные новости
Вместе строим сквер Победы
Жители п. Бурёнка участвуют в конкурсе инициативного бюджетирования с проектом «Сквер Победы»
Отопительный период в Чайковском начнётся с 23 сентября
Объекты социальной сферы первыми получат тепло
Познакомились с предприятием
На чайковском заводе «Пириос» 24 сентября провели встречу с представителями местной власти
Храним память о герое-земляке
В Чайковском отметили уроком Мужества 100-летие со дня рождения Ивана Васильевича Дубова
В Пермском крае за пять лет сняли 25 фильмов
Прикамье является одним из лидеров в стране по объёму поддержки кинопроизводителей, возвращая им половину стоимости затрат
Чайковский драмтеатр приглашает на спектакли
Театр драмы и комедии опубликовал афишу на октябрь
Парк культуры и отдыха приглашает
Жителей города 15 сентября ждёт развлекательная программа «Арбузник Party», начало в 13.00 (0+)
Чайковские мастерицы достойны наград
Специалисты Чайковского центра развития культуры Ольга Лобачёва и Вероника Гагарина были отмечены на всероссийском фестивале «Расписная суббота»
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Бронзовый призёр по плаваниюНикита Козлов из Чайковского показал высокий результат на республиканских соревнованиях по плаванию
Пн 07 октября 2024, 09:06
Комментариев: 0
|
|
Спорт объединяетВ Чайковском округе прошли соревнования для сельских школьников «Бумеранг добра: новая высота». Соревнования собрали юных спортсменов из семи сёл и деревень
Чт 03 октября 2024, 09:03
Комментариев: 0
|
В погоне за искусственным счастьемКогда у тебя есть дорогая машина, красивые вещи, дорогой дом и другие символы высокого статуса, ты начинаешь ощущать как будто ты стоишь дороже. Поэтому мой сосед, не имеющий этих символов, нищеброд, а я богач.
Пт 10 февраля 2017, 12:35
Комментариев: 2
|