Как правильно настаивать на своём


Как правильно настаивать на своём

Фото: http://osago36.ru/

Помните диалог профессора Преображенского с представительницей домоуправления в повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова?

- Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы. Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
- Почему же вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- Жалеете по полтиннику?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу.

Булгаков создал персонаж профессора Преображенского умным, образованным, со знанием психологии, и уж тем более постигшим азы поведения.

Такое поведение облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки – будь то навязчивые продавцы в магазинах, ленивые коллеги по работе, вечно сующие во все свой нос соседи и т.п. При этом совсем не обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и нужно не только жестко, но и изящно – по всем правилам психологии! Настоять на своем - позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса. Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно - конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим, при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.

В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а других приучили добиваться цели, не давать себя в обиду. Однако при этом уважали ли наши права, считались ли с нашим мнением? Уважать своего ребенка умеют не многие. Любят, заботятся, опекают, а вот с уважением сложнее. Модели человеческого поведения удивительно схожи с детско-родительскими взаимоотношениями. Воспитание - тяжелый труд. Родители стараются во благо ребенка, зачастую приучая его быть пассивным или агрессивным, учиться манипуляциям. Уроки детства мы усвоили и продолжаем действовать привычным способом. В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения – и в большой степени от него зависит полученный результат.

Мы можем вести себя пассивно – то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.

Можем вести себя агрессивно – то есть бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.

Нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких говорят: - «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная агрессия может выражаться: в отказе выполнить просьбу, в бездействии или в открытом саботаже. Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны. При манипулировании человек действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за то, что не оправдал ожиданий, становится печальным и несчастным, заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.

Но есть и третий вариант поведения – настоять на своем. Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто, средствами, уважающими права других. Такой человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины, эти люди уважают себя и других людей, и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят. При получении отказа они могут загрустить, быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе. Именно они показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Цель поведения настоять на своем - отстаивать свои права без нарушения прав других людей. О таких людях можно сказать, что они - самодостаточны!

Валериан Чупин

Поделиться