Иногда гении не вырастают ни в кого – эти истории популярны под соусом «вот так-то, и нечего было…». А вот несколько примеров об известных людях, которые учились хорошо и достигли больших результатов. Ведь закономерно, что годы служения делу, веры в себя и стремления к чему-то великому и достойному приводят к успеху.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 -1796)
Энциклопедический случай: ребенок, который начал играть на клавесине чуть ли не с пеленок, сочинять музыку и выступать с концертами в 3 года, мог запоминать на слух сложнейшие музыкальные произведения в 7 лет, к 8 годам играл на клавесине, органе, альте и скрипке. Моцарту повезло, что его отец был музыкантом и рано заметил дарование сына, всячески поощрял и развивал его. Повзрослев, великий композитор не разочаровал отца – ведь сочетание таланта и трудолюбия всегда приносит плоды.
В. И. Ленин (1870 -1924)
Владимир Ильич Ленин - российский и советский политический, и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР, основатель Советского государства. Философ, марксист, публицист, основоположник марксизма - ленинизма. Сфера основных научных работ — философия и экономика. Окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью, юридический факультет Казанского университета экстерном. Альберт Эйнштейн писал о Ленине: «Я уважаю в Ленине человека, который с полным самоотвержением отдал все свои силы осуществлению социальной справедливости. Его метод кажется мне нецелесообразным. Но одно бесспорно: люди, подобные ему, хранят и обновляют совесть человечества». Сегодня, кто хотел бы показать антироссийскую и антисоветскую направленность, крушат памятники Ленину. Зря. Его идеи изменили весь мир в 20 веке.
Блез Паскаль (1623 – 1662)
Будущий французский математик, физик, литератор, философ рано лишился матери. Отец, будучи одаренным человеком, имел собственные представления о том, какое образование требуется сыну: он не хотел обучать математике, пока ребенок не освоит современные и древние языки. Сопротивление отца не мешало Паскалю, экспериментировать и изучать окружающий мир. Совершенно не владея терминологией, 10-летний гений доказал Евклидову теорему о сумме углов треугольника. После этого отцу пришлось уступить – он разрешил будущему светилу математики изучать этот предмет и читать соответствующую литературу. В 11 лет Паскаль обратил внимание на звон посуды за обеденным столом, что привело к созданию «Трактата о звуках» - полноценного научного труда, в котором исследователь, не имея соответствующего оборудования, раскрыл природу звуков, их происхождение, перемещение в пространстве, физические законы. В 14 лет Паскаль переписывал популярным языком и дорабатывал научные труды математиков и механиков своего времени. В течение всей жизни он плодотворно занимался наукой и остался в истории как основатель математического анализа, проективной геометрии и теории вероятностей. Его именем названа единица измерения давления – паскаль.
Карл Фридрих Гаусс (1777- 1855)
Математические способности Гаусса проявились к 2 годам? Произведя подсчет в уме, мальчик исправил ошибку отца, когда тот рассчитывал зарплату работников. В 3 года он умел читать и писать. В школе будущий ученый не посещал математику с 8 лет – учитель просто признал, что ученик знает предмет гораздо лучше него. Мальчик был всесторонне одаренным: он увлекался древними языками, говорил на нескольких современных, читал классическую и современную литературу в оригинале, интересовался философскими учениями. И все-таки в качестве дела жизни выбрал математику, оставшись в истории «королем математиков». После себя Гаусс оставил множество научных трудов по алгебре, геометрии, математическому анализу, аналитической механике, астрономии, физике и геодезии. Кроме того, его фамилией названа единица измерения индукции магнитного поля.
Иоганн Вольфганг фон Гете (1749 - 1832)
Немецкий поэт и мыслитель к 13 годам знал уже 5 языков – немецкий, французский, латынь, греческий, итальянский (причем итальянскому языку его не обучали – он выучил язык, просто присутствуя на занятиях, которые посещала его младшая сестра Корнелия). Юный полиглот даже написал роман в письмах ради того, чтобы закрепить знания: герои разных национальностей рассказывали друг другу о событиях своей жизни на разных языках. Повзрослев, Гете заинтересовался философией, медициной и анатомией, но остался в истории как немецкий поэт и мыслитель.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795 -1829)
Грибоедов считается писателем одной книги – «Горе от ума», но именно эта книга изучается в школьной программе и разошлась на цитаты. Вероятно, так произошло потому, что автор сумел достоверно описать «горе от ума», основываясь на собственном жизненном опыте. В 6 лет мальчик владел тремя иностранными языками, к 15 – уже шестью (английским, немецким, французским, итальянским, латынью и древнегреческим). В 11 лет будущий писатель поступил в Московский университет, где с отличием окончил словесное отделение, затем нравственно-политическое, затем физико-математическое. Грибоедов не только отлично владел словом (писал стихи, прозу, драматургию), но и был талантливым композитором и пианистом, дипломатом. Его вальс «Ми-минор» считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. Он писал не только вальсы, но и пьесы, сонаты, которые теперь с удовольствием исполняют ученики музыкальных школ.
Мария Кюри (1867 -1934)
Французский физик Мария Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась в Варшаве. Ее отец преподавал физику в гимназии, а мать, была в ней директором. Мария Склодовская блестяще училась и в начальной, и в средней школе. Еще в юном возрасте она ощутила притягательную силу науки и работала лаборантом в химической лаборатории своего двоюродного брата. Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, создатель периодической таблицы химических элементов, был другом ее отца. Увидев девочку за работой в лаборатории, он предсказал ей великое будущее, если она продолжит свои занятия химией. В 1891 году Мария поступила на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). В 1893 г., окончив курс первой, Мария получила степень лиценциата по физике Сорбонны (эквивалентную степени магистра). Через год она стала лиценциатом и по математике. Дважды лауреат Нобелевской премии по химии и физике.
Сразу оговоримся, что не все признанные гении учились одинаково хорошо по всем предметам. Если какая-либо сфера науки или искусства человека не интересовала, то успехи в ней были «не гениальными». В общественном сознании сложилось два стереотипа «отличника»: те, которые имеют природные способности и учёба дается им легко, и такие, которые «зубрят» предмет. Считается, что именно последних в школьном сообществе и недолюбливают, хотя, откровенно, не любят ни первых, ни вторых. Такова наша ментальность, которая ревностно и недоверчиво относится к чужим достижениям.
Несмотря на все это, отличники заслуживают уважения и нашего внимания за свой труд и усердие, а, также, еще и потому, что часто оказываются заложниками чужих надежд. Зачастую, талантливые малыши вызывают восхищение родителей и педагогов, что способствует развитию юношеского максимализма у детей. Ребенок старается сделать любое задание на «отлично», чтобы получить максимальную оценку взрослых, и со временем оказывается в плену чужих ожиданий. Все вокруг смотрят на него, как на лучшего, а значит, он не может допустить ошибки и не оправдать ожидания.
Всё это пагубно отражается на личности ребенка, а в будущем взрослого человека, который становится излишне осмотрительным, боится рисковать и допускать ошибки, воспринимая их не как опыт для развития, а как оценку своей личности. Получив «двойку» за урок, он не пытается восполнить пробелы в знаниях, а переживает глубокую депрессию, так как, по его мнению, оценку поставили ему как человеку, а не за то, что он чего-то не знает.
Во взрослой жизни из таких людей получаются хорошие помощники, но не руководители, так как большинство не могут самостоятельно принять решения в условиях недостаточности или переизбытка информации, потому как решить задачу неправильно не в их силах.
Таким образом, отличника можно сравнить с паровозиком, который бежит в определенном направлении и не в силах свернуть с пути, так как не проложены рельсы. В современной школе еще встречаются липовые медалисты, их просто «сделали» в школе, не приложив особых усилий, они получили синдром успешного человека: «Он всегда на высоте, он лучший, да он просто… классный!!!» Однако такой школьный отличник не станет им в ВУЗе.