По указанию Петра I в России 4 февраля 1717 года выходит пособие по воспитанию и обучению светского юношества. Учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» состоял из двух частей: в одной были учебные пособия по азбуке, цифрам, а также наставления духовные. А вот вторая часть состояла из правил поведения порядочных молодых людей дворянского сословия. Книга должна была воспитать молодого человека нового типа — соблюдающего светский этикет, сдержанного, деликатного, европейского склада ума.
В подготовке издания активное участие принимал Яков Брюс. Учебник можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения. Авторы учебника настоятельно рекомендовали молодому дворянину учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушанию родителям и старшим. Девицам должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. Уделено в книге внимание правилам поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми.
«Юности честное зерцало» пропитано духом петровских преобразований, несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости.
предлагает
вспомнить некоторые правила из популярного пособия по этикету:
- «Дети не
имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными
словами порекать, а ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и
учтиво».
- «Будь услужен
и об одном деле дважды себе приказывать не давай: и таким образом получишь
милость».
- «Кто тебя
наказует, тому благодари и почитай его за такого, который тебе всякого добра
желает».
- «Никто не
имеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо
взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на
людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтобы не сказали:
он лукаво на людей смотрит».
- «Природа
устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее
надлежит слушать, нежели говорить».
- «Никто честновоспитанный возгрей (соплей —
прим. сост.) в нос не втягивает подобно как бы часы кто заводил, а потом
гнусным образом оныя вниз не глотает».
Плеваться в компании книга также запрещает: а если очень захотелось, то нужно сделать это в платок, отойти подальше и выбросить платок в окно, чтобы никто не видел, советуют авторы учебника по этикету.
Совет от жадности и скупости:
- «Хотя в нынешнее
время безмерная скупость у некоторых за обычай принята и оные хотят ее за
домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь
и не храня славы. Но отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие и
ненависть прийти могут и таких людей нимало не почитают, понеже они деньги
больше любят, нежели самих себя и ближнего своего, и такой мыслит, что довольно
и того, что другой про него ведает, что он богат, ибо толь помощи может оное
добро (которое кому не пользует) как зло, которое кому вредит; особливо имеет
породный шляхтич от сей прелестной добродетели остерегаться. Ибо оная
противится любви к ближнему, без нее же невозможно спастися, ибо такое ремесло
тем обычно, которые имеют нечистую совесть и противную веру: яко жиды, мошенники
и обманщики...».
В те годы пьянство, карты и распутство были соблазнами для многих молодых дворян, а те, кто не знал меры, обычно разорялись и навлекали на семью позор. Дворян нового типа книга пытается от этого предостеречь:
- «От клятвы чужеложства (блуда), играния и пьянства отрок
себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто иное не вырастает,
кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того рождается и погибель
дому его, и разорение пожиткам».
Совет, актуальный во все времена:
- «Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со
всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого
не уповай».
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. Затем она неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века.